ОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Местное и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

В Новак. Памятка-наставление внукам и правнукам.

«Уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории»

В.Ленин

 

ДОЛОЙ  КАПИТАЛИЗМ! 

ДАЕШЬ  СОЦИАЛИЗМ!

(По мыслям классиков о социализме)

Нынешним коммунистам необходимо с огорчением признать, что даже через 30 лет после разрушительных поражений конца 20-го века коммунистическое движение продолжает находиться в состоянии распада, шатаний, разброда. Абсурдно то, что, несмотря на рост и распространение по всему миру протестных антикапиталистических настроений и движений, оно никак не может прийти в себя и начать действенное восстановление своей революционной силы, наступательности своих партий, упрочение воинствующего марксизма. Мало того, именно его безвольная пассивность, граничащая с соглашательским потворством, позволила превратить научный социализм в безликую и путаную мешанину, которую буржуазный класс ловко использует как орудие своей антикоммунистической пропаганды. Лозунг классовая борьба в нем из задающего генератора, движущего вперед к все более широкой, все более энергичной революционной деятельности, выродился в обывательское приспособленчество на поводу буржуазных реформаций. Идея партии утратила свое предназначение, как боевой организации революционеров, и превратилась в канцелярски-бюрократический аппарат по ведению игр в «демократические» выборы.

Если в общем, то современные коммунисты не являют собой действительный авангард самого революционного класса, а безвольно плетутся в его арьергарде. Арьергардность проявляется и в идеологически-пропагандистской борьбе, где коммунисты большей частью просто вяло механически отбиваются от антисоциалистических атак буржуазии, поддаются ее давлению, отступают. Это при том, что они имеют все условия для ведения решительного действенного наступления, поскольку в их распоряжении мощные объективные преимущества в виде теоретических и практических достижений предыдущих их поколений. Главное, на их стороне правда жизни, моральная поддержка огромных масс людей, весь ход прогресса развития человечества. В отличие от буржуазии, которая давно исчерпала свой прогрессивный потенциал, а потому вынуждена лгать, подтасовывать, извращать действительность, плутовски подгоняя ее под свои идеологические позиции. Ибо нет иных способов для какого-то разумного и приемлемого для масс людей обоснования продолжения существования всех несправедливостей и несчастий капиталистического общества – фактического рабства наемного труда, безработицы, нищеты миллионов, социального неравенства, бедственных экономических колебаний. Поэтому, несомненно, арьергардность коммунистов сменится их авангардностью и широким революционным наступлением по установлению и созиданию нового, справедливого и счастливого человеческого мира.

Пока же коммунисты должны исполнять свои обязанности, как подобает подлинным революционерам. Прежде всего, вести самую непримиримую борьбу за чистоту марксизма, его революционных идей, борьбу против всякой узости и попустительства в революционном деле.

Самым важным и острым вопросом современной классовой борьбы является вопрос собственно социализма, его теоретического обоснования и практического осуществления. Именно по нему сегодня ведется наиболее ожесточенная и бескомпромиссная битва всех существующих общественных классов, слоев и групп. Дело в том, что в наше время общество непосредственно встало перед необходимостью совершить самый решительный и радикальный поворот в своем развитии – изменении всего существующего и существовавшего доселе порядка жизни. Тем не менее, нынешние коммунисты, большей частью, похоже, утратили всякое сущностное понимание его, запутались в отдельных положениях, разрывают и разделяют их, не видят собственной общей диалектической схемы этого нового общественного строя, новой системы хозяйствования, жизни, всего хода общественного развития. В результате проявляют не только недопустимое попустительство всевозможным, от просто сомнительных до откровенно ложных, его искажениям и извращениям, но пытаются принимать и следовать за наукоподобными «изысканиями» пробуржуазных ученых, аналитиков, разнообразных экспертов, всяких буржуазных пропагандистских прохвостов.

Положение усугубляют любительские поделки коммунистических активистов, социализм каждого из которых обусловлен его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития мышления. Поэтому общее представление формируется лишь путем сглаживания взаимных взглядов и противоречий, из которого не может получиться ничего, кроме эклектического межеумочного социализма. Этот социализм представляет собой смесь из критических замечаний,  отдельных экономических положений, надуманных фантазий и умозрительных конструкций о будущем обществе, смесь, которая допускает крайне разнообразные оттенки и которая размывается тем больше, чем больше ее составляющие утрачивают в потоке споров свои острые углы и грани. Именно такой «социализм» действительно господствует ныне в среде коммунистов, в чем позволяют удостовериться их выступления на проводящихся международных встречах, съездах, конференциях, собраниях.

Чтобы вернуть социализму марксистскую научность его надо вновь поставить на реальную почву. Надо порвать с идеалистическими выдумками и расчистить путь социализму критическому и материалистическому. В противном случае он становится надуманной, сконструированной из головы утопической системой. Хуже то, что такой утопизм социализма используется как теоретическое обоснование практической деятельности коммунистов, основой формирования стратегии и тактики их социалистической борьбы, а значит, изначально обрекает всю борьбу на неизбежное поражение.

Пагубная порочность основанной на таком социализме практики заключается в том, что он порождает мечты о возможности мирного преобразования социализмом современного общества путем «демократического» реформаторства, без классовой борьбы, завоевания политической власти рабочим классом и свержения эксплуататоров. Эти мечтания о превращении неким кооперированием населения классовых врагов в классовых сотрудников и классовую войну в классовый мир являются жалкой фантастикой и пошлым романтизмом. На деле они развращают и обессиливают борьбу рабочего класса, уводя ее от революционности борьбы за полное уничтожение наемного рабства к борьбе лишь по улучшению положения рабов.

Сущностно данная политика выражается в том, что при ней власть остается в руках прежнего, т.е. имущего, класса, тогда как коммунисты должны вести борьбу за переход власти от прежнего класса в руки нового, пролетарского. Классовая теория марксизма указала рабочим верный выход из их положения, указала, как они сами могут и должны себя освободить. Все прочие общественные теории ведут либо в никуда, либо к увековечению буржуазного строя, а потому, чтобы пролетарское движение успешно развивалось вперед, они должны быть опровергнуты и отброшены.

Капитализм сыграл в жизни человечества величайшую прогрессивную роль. Эта общественная форма была необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества. Капиталистическое производство с его крупной промышленностью создает необходимые для этого богатства и производительные силы. Ибо только крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять свои силы и способности.

Однако в условиях капиталистических отношений именно это свойство порождает всю нищету, всю экономическую нестабильность, все приносящие бедствия кризисные колебания. Причина в том, что общественная организация производства внутри крупной промышленности достигла такой степени развития, что становится несовместимой с существующей рядом с ней и над ней частнособственнической анархией производства в обществе. Весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил, поскольку не может уже превращать в капитал всю массу средств производства, они остаются без употребления, а вместе с ними вынуждена бездействовать и промышленная резервная армия.

Средства производства, жизненные средства, работники имеются в распоряжении капитала в изобилии, но это изобилие становится источником нужды и лишений, потому что именно оно-то и препятствует превращению средств производства и жизненных средств в капитал. Дело в том, что в капиталистическом обществе средства производства не могут вступать в действие иначе, как превратившись сначала в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы. Именно эта необходимость превращения средств производства в капитал и стоит между работниками, с одной стороны, и средствами производства и жизненными средствами, с другой. Она одна препятствует соединению вещественных и личных рычагов производства; она одна мешает средствам производства действовать, а работникам – трудиться и жить. В том и заключается объективная неспособность капиталистического способа производства к дальнейшему управлению производительными силами в условиях непрерывного возрастания их производительных возможностей. Вообще, не говоря уже о неком, но объективно необходимом для дальнейшего прогрессивного развития человечества, бесконечном расширении производства. Таким образом, вместо того чтобы безгранично и бесконечно развивать производство в интересах прогресса и благополучия людей, капитализм вынужден, ибо капиталистические отношения стали слишком узки, чтобы вмещать им же создаваемые богатства, сдерживать, тормозить его, подгоняя под свои возможности превращения средств производства в капитал.

И для того имеется единственный путь — сокращение и сдерживание производства, вплоть до прямого уничтожения целой массы уже имеющихся производительных сил. Как следствие, рост безработицы и бедствий масс людей, усиление эксплуатации труда и социальные ущемления, воинствующая агрессивность по захватам и переделам территорий и рынков. В свою очередь, то свойство крупной промышленности, обусловливающее возможность бесконечного расширения производства, но в условиях капитализма порождающее всю нищету и бедственные экономические колебания, в условиях социалистических общественных отношений, является как раз тем свойством, которое уничтожит эти нищету и приносящие бедствия колебания.

В наше время производительные силы общества переросли капиталистическую форму их использования, стали непомерно велики для нее, а потому перестают служить развитию капиталистической цивилизации. Современное общество располагает слишком большой промышленностью, обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, что приводит к неразрешимому конфликту с капиталистическими производственными отношениями. И этот конфликт между производительными силами и способом производства вовсе не такой конфликт, который возник только в головах людей, а существует в действительности, объективно, вне нас, независимо от воли и поведения даже тех людей, деятельностью которых он создан.

Конфликт становится все острее. Так для развития современных производительных сил необходимо неограниченное обобществление производства, централизованное управление производительными силами, разумное планирование их структурных изменений, определяемых бурным развитием науки и техники, рациональное и полноценное использование природных ресурсов. Однако капиталистическая частная собственность на средства производства, нацеливающая их использование не на широкое и бесконечное всеобщественное прогрессивное движение вперед, а на индивидуалистическое извлечение прибыли, сдерживает уровень обобществления, подчиняет развитие производительных сил узко своекорыстным интересам отдельных капиталистов.

Вместе с тем, при современной степени общественного характера капиталистического производства, при возрастающем дроблении и специализации его отраслей, капиталистическая экономика уже не может быть регулируемой лишь через стихийно складывающиеся отношения между отдельными капиталистами, требуется общественный механизм регулирования. Естественно, капитализм не может не считаться с этими требованиями прогресса и ростом уровня обобществления развивающего производства, что принуждает самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами. Тем более в наше время, когда производительные силы, как никогда ранее, требуют общественного ведения хозяйства.

Подлинное общественное ведение хозяйства возможно лишь при социализме, но капитализм нашел такой суррогат подобного хозяйствования, который пока укладывается в капиталистические производственные отношения. Это государственно-монополистическая система производственных отношений.

Сокрушительный кризис 30-х годов 20-го века обнаружил, что капиталистический стихийный рыночный механизм несостоятелен и его действие должно быть дополнено широким вмешательством государства в экономику. Тогда и определился отказ буржуазной политической экономии от принципа «автоматического саморегулирования» и был обоснован призыв к ее систематическому государственному регулированию. Сегодня противоречия капиталистической экономики настолько глубоки, что без самого широкого и систематического участия государства в хозяйственных процессах, вне переплетения государства и монополий и их совместного хозяйничанья процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. Без помощи государства невозможно и движение вперед, ибо создавать новые отрасли производства, как, например, атомную индустрию, целиком обеспечивать оснащение технически современным оборудованием таких отраслей промышленности, как металлургия, машиностроение, энергетика часто не по силам даже крупнейшим монополистическим кампаниям. Во многом они вынуждены здесь прибегать к помощи государства.

Отдельные, даже самые крупные, монополистические фирмы не могут самостоятельно обеспечить современные научно-технические исследования и внедрение их результатов. Они должны привлекать к этому государство. В современных условиях в хозяйстве стран возросло значение экономической инфраструктуры – путей сообщения, средств связи, портов, аэродромов. Особенность инфраструктуры состоит в том, что, отличаясь высокой капиталоемкостью, она мало рентабельна либо вовсе не приносит прибыли. Поэтому, являясь необходимым и важным элементом современной экономики, она не может развиваться только на базе частнособственнического предпринимательства, через обычный рыночный механизм. Основную тяжесть расходов по обеспечению роста инфраструктуры несет государство, т.е. все общество. Тем не менее, собственно развитие капиталистической цивилизации сегодня представляет собой топтание на месте, а незначительное движение вперед обеспечивается использованием государства и отдельных элементов передового общественного, а именно социалистического, хозяйствования. Если в общем, то все современное развитие капитализма ведет к вытеснению мелкого производства крупным, росту обобществления труда, созданию громадных монополистических и уже государственно-монополистических объединений, т.е. создает условия, делающие возможным и необходимым социалистическое устройство общества.

Как видим, установление социализма имеет по существу экономический характер. При этом он совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения. Главное отличие в том, что впервые сознательно рассматривает все стихийно возникающие предпосылки как создания предыдущих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов. Фактически, строй, образовываемый социализмом, создает материальные условия этого объединения, т.е. имеющиеся налицо условия он превращает в условия объединения. Вместе с тем, является таким действительным базисом, который исключает все то, что существует независимо от индивидов, поскольку есть не что иное как продукт существовавшего до сих пор общения между самими индивидами. Отсюда ясно, что как теория, социализм исходит из накопленного до него научного материала, корни которого лежат глубоко в материальных экономических фактах.

Объективно социализм есть следствие крупной промышленности и ее спутников – концентрации капитала, возникновения мирового рынка, конкуренции, принимающих все более разрушительный и все более всеобщий характер экономических кризисов. Вместе с тем, вытекающего отсюда формирования пролетариев в класс и классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Современный социализм по своему содержанию является не только результатом исследований царящего в производстве порядка, но и господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, капиталистами и наемными работниками. Обратим внимание, что исходным пунктом и действительной основой движения за социализм и всех социальных движений современности является положение рабочего класса. Ибо оно представляет собой наиболее острое и обнаженное проявление современных социальных бедствий. Действительное понимание исторических условий пролетарского движения и действительные средства для осуществления социализма были найдены тогда, когда действительностью стало движение рабочих. Маркс и Энгельс связали преобразовательные стремления производства с борьбой определенного класса и тем самым создали такую революционную теорию, которая объяснила необходимость этого слияния и поставила задачу организации классовой борьбы пролетариата.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, угнетающего и угнетаемого, находящихся в вечном антагонизме друг к другу и ведущих непрерывную борьбу. Буржуазное общество не уничтожило классы, а только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы. Эпоха капитализма отличается тем, что она упростила классовые противоречия – общество раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга класса – буржуазию и пролетариат. Где под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд; под пролетариатом – класс современных наемных работников, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу.

Здесь необходимо уточнить современное представление понятий «пролетариат» и «рабочий класс». Два понятия, которые обычно и достаточно справедливо отождествляются, имеют между собой большую и существенную разницу. Если кратко, то собственно рабочий класс суть пролетариат, тогда как собственно пролетариат отнюдь не только рабочий класс. Непонимание этого вносит серьезную путаницу в общее представление современного мира и коммунистического движения, создает искаженное представление о действительной расстановке и силе политических движений, характере их взаимодействия, а с тем ведет к ошибочности разработки всей стратегии и тактики коммунистической борьбы. Грамотное разделение этих понятий дает не только верное и глубокое представление современности, но, что важнее, помогает правильно оценивать и эффективно организовывать революционные силы общества.

Со времен Маркса в коммунистическом движении установилось тождество понятий «пролетариат» и «рабочий класс». Что было всецело справедливо в условиях зарождающегося тогда капитализма, поскольку только рабочие промышленных предприятий и представляли собой в то время собственно пролетариат. Так по пояснению Энгельса («Принципы коммунизма»), пролетариат возник в результате промышленной революции и сформировался из разоряющихся средних сословий, как рабочая сила промышленно-фабричного производства. То есть, в строгом понимании, под пролетариатом изначально подразумевались лишь фабрично-заводские работники, а не вся неимущая масса. На основе именно такого положения и были выведены последующие революционно-теоретические основы марксизма, в которых не вся неимущая масса, а именно рабочие промышленных предприятий определялись, как решающая революционная сила последующей социальной революции и всех коммунистических преобразований, как могильщики капитализма.

Ленин выделял фабрично-заводских рабочих, определяя их как передовых представителей всего эксплуатируемого населения, которым, чтобы они осуществили свое представительство в организованной, выдержанной борьбе, требуется только простое выяснение их положения, выяснение политико-экономического строя той системы, которая гнетет их, выяснение необходимости и неизбежности классового антагонизма при этой системе. Это их объективное состояние, ибо только высшая стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия создает материальные условия и социальные силы, необходимые для борьбы, выделяет фабрично-заводских рабочих в общей системе капиталистических отношений, делает их единственными решительными, бескомпромиссными, до конца последовательными, т.е. передовыми, борцами за освобождение.

Крупный капитализм разрывает всякую связь рабочих со старым обществом, с определенным местом и определенным эксплуататором, объединяет их, заставляет мыслить и ставит в условия, дающие возможность вести организованную борьбу. Во всех остальных местах, при низших формах развития капитализма, нет этих материальных условий: производство раздроблено на мельчайшие хозяйства, которыми большей частью еще обладают эксплуатируемые и таким образом привязываются к той самой буржуазной системе, против которой должны вести борьбу. Это задерживает и затрудняет развитие тех социальных сил, которые способны ниспровергнуть капитализм. Раздробленная, единичная, мелкая эксплуатация разобщает трудящихся, привязывает к месту, не дает возможности уразуметь своей классовой солидарности, не дает возможности объединиться, поняв, что причина угнетения не та или иная личность, а вся капиталистическая система. Потому именно на класс промышленных рабочих коммунисты обращают все свое внимание и всю свою деятельность.

Развитие промышленности привело как к количественному увеличению пролетариата, так и к качественному его расслоению, дифференциации, к образованию различных и весьма многочисленных пролетарских классов, слоев и групп со своими собственными особыми интересами и принципами, которые в своей совокупности сейчас образуют классовую структуру общества. Таковыми являются рабочие промышленных предприятий, всевозможные самозанятые, крестьянство, интеллигенция, мелкие собственники, торговцы, служащие, чиновники. Все вместе они складываются в единый пролетарский класс. В формулировке Сталина: «Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе производства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат. Пролетариат — это класс, эксплуатируемый капиталистами» (Сталин, «Вопросы ленинизма»).

Тем не менее, в силу конкретного жизненного положения каждого, в них формируются свои собственные, свойственные только им качества, определяющие их состояние в обществе и отношение ко всему в нем происходящему. Эти качества тоже развиваются по мере развития капитализма. Поэтому в наше время для правильного понимания, анализа и оценки современных общественных процессов и вопросов практического осуществления коммунистической революции необходимо сущностное разделение характеризующих каждого понятий.

Прежде всего, понятий пролетариат и рабочий класс, поскольку между этими понятиями имеется целый ряд существенных качественных различий, а потому огульное отождествление их зачастую не только искажает ситуацию, но вводит в заблуждение. Возьмем, к примеру, промышленного рабочего и продавца в супермаркете, работников двух крупных капиталистических предприятий. Если посмотреть внешне, то оба не владеют собственностью, оба работают по найму и продают себя поштучно, оба подвергаются эксплуатации и находятся под игом капитала, оба подвержены всем случайностям конкуренции и колебаниям рынка, оба политически бесправны, т.к. не имеют действенного влияния ни на власть, ни на СМИ, ни на общественное мнение и т.д. Фактически оба рабы капиталистического порядка жизни и, согласно марксистской терминологии, пролетарии. Объективно они оба враждебны капитализму и каждый неизбежно ведет с ним свою борьбу. Однако вместе с различиями в условиях труда и жизни проходит и разное личностное формирование каждого. При этом в каждом из них складывается собственная враждебность к капиталу, капиталистам, капитализму в целом, степень ее остроты, решительности, последовательности, т.е. степень их революционности. Вместе с тем, то же положение в обществе определяет и их способность к активным общественным действиям.

В этом уже разница между ними не просто существенная, но сущностная. Она состоит в том, что только промышленные рабочие представляют собой действительно революционный класс. Это не надуманный марксистский популистский штамп, а объективный факт. Именно это выделяет рабочих из общей пролетарской массы и ставит во главе всей революционной борьбы. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной рабочий или даже весь рабочий класс. Дело в том, что такое рабочий класс на самом деле и что он, сообразно своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его роль и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного капиталистического общества. По сути, в капиталистическом обществе у него нет ничего своего, что надо было бы охранять, а сам он представляет собой лишь рабочий инструмент, без собственности, различий возраста и пола. Средняя цена его труда есть минимум заработной платы, т.е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения его жизни как рабочего. Фактически рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы буржуазного класса.

Если даже крепостной в крепостном состоянии выбивался до положения члена коммуны так же, как мелкий ремесленник под ярмом феодального абсолютизма выбивался до положения буржуа, то современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство. Это ясно показывает, что буржуазия неспособна оставаться далее господствующим классом общества и навязывать всему обществу условия существования своего класса в качестве регулирующего закона.

Вместе с тем, капитал не только давит, угнетает, ведет рабочих к вырождению и нищете, он развивает, организует, дисциплинирует их. Собирает большими массами в крупных городах, сплачивает, обучает совместным действиям, дает необходимое для процесса производства современное образование, передает элементы просвещения и прогресса. Буржуазия, ведущая постоянную борьбу между собой и против буржуазии всех зарубежных стран, во всех этих битвах вынуждена обращаться к нему, призывать его на помощь и вовлекать его таким образом в политическое движение. Она, следовательно, сама передает рабочим элементы своего собственного образования, т. е. оружие против самой себя.

Наконец, небольшая часть господствующего класса, которая возвысилась до теоретического понимания всего хода исторического движения, отрекается, особо в период приближения классовой борьбы к развязке, от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Капитализм сам творит своего «могильщика».

Сущностно то, что для завоевания общественных производительных сил рабочий класс должен уничтожить свой собственный способ присвоения, а тем самым и весь существующий способ присвоения в целом. То есть должен разрушить все, что охраняет и обеспечивает частную собственность. Рабочий класс, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих официальное общество. Потому дело революции и социализма является его объективным историческим делом.

Однако в обществе он количественно небольшая часть, а потому стать победоносным борцом и осуществить свою историческую миссию, он может лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится вся прочая пролетарская, масса. Без такой опоры дело революции становится безнадежным. Словами Ленина: «…только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов» (Ленин, «Великий почин»).

Выделение рабочих не чья-то прихоть, но обусловлено абсолютно конкретными объективными обстоятельствами. На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом – с классом капиталистов. Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Становясь социалистами, рабочие с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперек пути. Само положение рабочего в общей системе капиталистических отношений делает его единственным до конца последовательным борцом за освобождение пролетариата.

Выражающий объективную истину классовой борьбы, рабочий класс поднимает на борьбу против господства капитала всю стоящую между ним и буржуазией разношерстную и разноголосую, пеструю и внешне-раздробленную, по сути свой пролетарскую, массу населения. Он не позволяет превратить трудящихся в апатичные, тупые, более или менее сытно накормленные орудия производства, а пробуждает их энергию, сплачивает их в единый великий союз и ведет на завоевание власти, осуществление всех необходимых мер по ниспровержению буржуазии и построению социалистического общества. Потому именно рабочий класс, класс промышленно-заводских рабочих, а не вообще пролетариат, марксизм определяет как действительно революционный класс, как «могильщика» капитализма. Как класс вождь и авангард всего общего революционно-преобразовательного движения, который единственно, несмотря на свою относительно небольшую численность, способен объединить, сплотить, повести за собой всю угнетаемую пролетарскую массу, привести ее к освобождению и к коммунизму. Когда передовые представители этого класса усвоят идеи социализма, идеи о своей исторической миссии в преобразовании общества, и когда эти идеи получат широкое распространение среди рабочих и в пролетарской массе, тогда рабочий класс, поднявшись во главе всех пролетарских сил, поведет их прямой дорогой политической борьбы к победоносной коммунистической революции.

Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое выведено всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Господство капитализма прекратить было бы невозможно, если бы к этому не вело все его экономическое развитие, если бы его не подмыла и не подрыла история. Как бы не сопротивлялись отживающие классы, но уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание идущей теперь эпохи всемирной истории. Сейчас для передовых стран мира развитие вперед осуществимо лишь к социалистическому обществу. Это установлено с научной точностью.

В наше время бытуют многочисленные измышления буржуазной пропаганды и ее оппортунистических подпевал о существовании каких-то различных моделей социализма — советского, китайского, шведского, европейского и т.д. Однако при этом лукаво опускается та четко выведенная истина марксистской науки, что сущностно определяющим качеством социализма являются обобществленные, на основе общественной собственности на них, средства производства. Именно и единственно этим создаются условия подлинного социализма, исключающие и возможность эксплуатации человека человеком, и отчуждение производителя от средств производства, и несправедливость распределения, и социальное неравенство людей. Именно этим вводится новая, передовая система общественного производства и хозяйствования. То есть собственно делает социализм социализмом на деле. В то же время, при организации совместного производства, вполне естественны национальная и иная специфика его применения. Никто ведь не делит капитализм, как способ производства на основе частного владения капиталом, на американский или японский, английский или немецкий, или африканский, хотя отличительная специфика применения свойственна каждой стране. Потому, собственно социализм может быть только один.

Поскольку принципы коммунизма едины для всех стран, то и основные задачи социалистического периода едины для всех стран. Ведь не может быть какой-либо национальной альтернативы для отмены частной собственности или для потребности организации общественного регулирования труда и потребления. Могут быть лишь исходящие из конкретных условий каждого народа и каждого государства различные пути и методы решения этих задач.

Перед социалистическими преобразованиями ясно ставится цель, именно цель создания коммунистического общества, не ограничивающегося только экспроприацией фабрик, заводов, земли и средств производства, но идущего дальше к осуществлению принципа: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Претворено это будет когда исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труд; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком. Для того нужно не только время, но и колоссальный объем целенаправленной практической работы. По избавлению людей от изживших себя остатков прошлых общественных отношений и подводящих их к новому общественному порядку, по постепенному формированию всех составляющих этого нового порядка — новой организации производства и всего общественного хозяйствования, новой организации управления общественной жизнью, новой культуры, новой человеческой личности. Трудность задачи в том, что создавать все это приходится на «пустом месте», не имея исторического опыта и, напротив, наперекор большей части имеющегося жизненного опыта человечества. В таких условиях исключительно важное значение приобретает верное понимание и неуклонное следование тем конечным целям, к которым должно быть устремлено и, в конечном счете, привести социалистическое созидание. Целям, которые являются указующими маяками на всем пути социалистических преобразований. Естественно, это цели коммунизма. Или — цели коммунизма есть задачи социализма. Лишь после решения этих задач, взятых вместе, будет завершен переход к коммунизму не на словах, а на деле.

От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, т.е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого, по труду. В свою очередь социализм неизбежно перерастает в коммунизм. Это перерастание представляет собой процесс постепенного последовательного создания, накопления и сложения отдельных элементов коммунистического общества в едином, конечном, завершающем социалистический процесс, итоге – коммунизме, в достижении возможности распределения продуктов по потребности. Материальной основой процесса является крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства, которые позволят производить всех необходимых для жизни предметов в потребных для того количествах. То есть то именно свойство крупной промышленности, которое в капиталистическом обществе порождает всю нищету и все кризисы, при социалистической общественной организации явится как раз тем свойством, которое уничтожит и нищету, и все приносящие бедствия колебания. Таким образом, собственно социализм не имеет какой-то своей собственной завершенной, законченной формы, а есть подвижный, динамичный, непрерывный процесс развития, внедрения и совершенствования системы общественных отношений с последовательно нарастающими коммунистическими качествами и исчезающими капиталистическими, т.е. постепенный процесс совершенствования общественных отношений.

В этом процессе социализм по-своему, уже своими социалистическими приемами и способами, осуществляет движение вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом и на базе достигнутого капитализмом. Отсюда, социализм представляет собой не только известную временную фазу, но и способ движения в коммунизм, как систему приемов и действий по реализации принципов коммунизма — создание материальной базы, превращение сельскохозяйственного труда в разновидность промышленного, культурная революция и воспитание нового человека. Если образно, то социализм есть процесс возведения здания коммунизма с использованием всевозможных инструментов, материалов и технологий, тогда как коммунизм есть здание уже выстроенное и обустраиваемое дальше для развития жизни людей.

Коммунистическая система отношений между людьми завершает процесс обобществления труда и средств производства; устраняет отчуждение масс производителей от средств производства и результатов их труда; передает все вопросы развития во всеобщественное разрешение, устанавливает общественное регулирование как сферой труда так и сферой потребления; создает условия для свободного и заинтересованного труда масс производителей «по способностям»; реализует принцип обеспечения каждого члена общества «по потребностям». Она навсегда ликвидирует эксплуатацию человека человеком и всякое неравенство между людьми. Эта система создает условия для последующего, уже неантагонистического, развития и совершенствования производственных отношений, сводя проблему к простому противоборству закостенелости и новаторства. В общем виде коммунизм есть то, что соединяет труд и собственность, производителя и потребителя, работника и результат его труда, а весь процесс развития общества ставит в зависимость от потребностей и интересов людей.

В отличие от всех предыдущих социальных движений, которые были движениями меньшинства и совершались в интересах меньшинства, коммунистическое движение есть движение большинства в интересах огромного большинства. Для того, чтобы осуществить такой радикальный поворот, необходимо изменить весь существующий и существовавший доселе порядок жизни.

Прежде всего, упразднить индивидуалистический способ присвоения и установить общественные отношения собственности. На деле это означает отмену частной собственности на средства производства и разрушение всего, что ее охраняет и обеспечивает, т.е. уничтожение всей образующей нынешнее официальное общество надстройки. Тем самым создадутся объективные условия для последующего коммунистического созидания, поскольку после такого переворота производство будет обращено на пользу всего народа и потому перестанет быть капиталистическим. В этом есть решающее начальное условие самой возможности движения к коммунизму. Только его выполнение положит конец эксплуатации труда капиталом, заложит основу для социального равенства людей и их свободного объединения. Людей равных не в области личных потребностей и быта, а равных в освобождении от эксплуатации, равных в отношении к средствам производства, равных в обязанности трудиться по своим способностям. До тех же пор, пока пролетариат не станет собственником средств труда, а тем самым и собственником продукта своего собственного труда, ни о каком освобождении и, естественно, ни о каком социалистическом развитии, вести речь невозможно.

Чтобы освободить трудящиеся массы, труд должен развиваться в общенациональном масштабе и, следовательно, на общенациональные средства. Отсюда ясно, что только отмена права частной собственности открывает путь для коммунистических преобразований, запускает механизм их претворения в жизни, является их отправной точкой. Не проведя такого изменения отношений собственности, невозможно говорить ни о каком коммунизме или социализме.

То есть коммунизм, его первая фаза – социализм, начинается исключительно с политического акта правовой отмены частной собственности. Свершить такой переворот способен только рабочий класс, освобождение которого обусловлено необходимостью уничтожения своего собственного способа присвоения, своих собственных жизненных условий. Вместе с тем уничтожается и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом, все бесчеловечные жизненные условия буржуазного общества. Практически такой переворот может быть осуществлен исключительно завоеванием политической власти рабочим классом и установлением пролетарской государственности, как диктатуры пролетариата. Ибо никакие эволюции буржуазного парламентаризма и ее демократии никогда не приведут к отмене частной собственности. Такова общая диалектика коммунистического движения.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Первым шагом в социализм является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание им демократии, установление своей собственной политической государственной власти. Политическая власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою.

Буржуазия осуществляет свою власть, фактически диктатуру, посредством демократической республики и пользуется государственной властью как орудием класса капиталистов против пролетариата, против всех трудящихся. Так при самых демократических буржуазных республиках. Понятно, что сама буржуазия, по своей воле, никогда не позволит реализовать на деле действительные принципы демократической организации, никогда не допустит к активному участию в своей «демократии» массы трудового народа, т.к. если действительно все будут участвовать в управлении государством, то капитализму не удержаться. Поэтому пролетариат должен отнять, забрать у нее государственную власть, чтобы это орудие пустить в ход ради своих классовых целей.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, как для подавления сопротивления эксплуататоров, так и для руководства громадной массой населения в деле налаживания социалистического хозяйства. При этом учреждаемое пролетариатом государство не может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролетариата, которая неизбежно необходима, поскольку буржуазия окажет всегда бешеное сопротивление ее экспроприации. Поэтому диктатура пролетариата является не только абсолютно необходимой для всей массы трудящихся, но и вполне законной, как единственная защита против диктатуры буржуазии, проводящей порабощение и грабеж миллионов людей, и как орудие построения нового общества.

Социализм нельзя ввести, он вырастает в ходе самой напряженной, самой острой классовой битвы. Диктатура предполагает и означает состояние придавленной войны, состояние насильственных мер против противников пролетариата. Отметим, что она не мимолетный период в виде ряда «революционнейших» актов и декретов, а целая историческая эпоха, полная гражданских войн и внешних столкновений, упорной организационной работы и хозяйственного строительства, наступлений и отступлений, побед и поражений. Диктатура пролетариата не простая смена лиц в правительстве, смена кабинетов и пр., но орудие пролетарской революции и социалистического созидания. Орудие необходимое для создания политических, хозяйственных и культурных предпосылок полной победы социализма, для воспитания и закаливание пролетариата, как силы, способной управлять страной, для перевоспитания и переделки мелкобуржуазных слоев в направлении, обеспечивающем организацию социалистического производства. На почве диктатуры приходится перевоспитывать и самих пролетариев, которые от своих мелкобуржуазных предрассудков избавляются не сразу, не чудом, не по велению лозунга или декрета, а лишь в долгой, трудной массовой борьбе с массовыми мелкобуржуазными влияниями.

От капиталистической демократии – неизбежно узкой, тайком отталкивающей бедноту, а потому насквозь лицемерной и лживой, развитие вперед идет не просто, прямо и гладко к все большей и большей демократии, как представляют дело буржуазия, либералы и оппортунисты. Нет. Развитие вперед, т.е. к коммунизму, идет через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-угнетателей капиталистов больше некому и иным путем нельзя. То есть диктатура пролетариата — организация угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей, не может дать просто только расширения демократии. Вместе с громадным расширением демократизма, впервые становящегося демократизмом для бедных, демократизмом для народа, а не демократизмом для богачей, диктатура пролетариата дает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам. Их надо усмирить, чтобы освободить человечество от наемного рабства, их сопротивление надо сломить силой. Ясно, что там, где есть усмирение, есть насилие, нет свободы, нет демократии. Таким образом, демократия для гигантского большинства народа и усмирение силой, т.е. исключение из демократии эксплуататоров, угнетателей народа – вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму.

Диктатура пролетариата ничем не отличается от диктатуры всякого другого класса. Однако есть одна существенная разница. Состоит она в том, что все существовавшие до сих пор классовые государства являлись диктатурой эксплуатирующего меньшинства над эксплуатируемым большинством, между тем как диктатура пролетариата является диктатурой эксплуатируемого большинства над эксплуатирующим меньшинством. Диктатура пролетариата не есть только насилие и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной победы коммунизма.

Учение марксизма о социализме, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на силу масс. Пролетариату, чтобы сбросить гнет буржуазии, установить равноправие и справедливость в обществе, должно и обязательно заменить в обществе демократию буржуазную и для буржуазии на демократию пролетарскую и для себя, установить в обществе свою собственную демократию. То есть, сделать общество ПО-НОВОМУ демократическим — для большинства, для трудящихся, для неимущих, и ПО-НОВОМУ диктаторским – против эксплуататорского паразитического меньшинства.

Только в таком случае демократия будет приноровлена для реализации интересов трудящегося большинства и станет полной, развитой, справедливой, обретет свой истинный смысл – как народовластие. Вместе с тем, конечной целью пролетарской революции и социализма становится полное отмирание государства, переход от пролетарской демократии к никакой, т.е. уничтожение всякой демократии и всякого государства вообще. Это неизбежно произойдет в силу того простого обстоятельства, что избавленные от капиталистического рабства, эксплуатации и бесчисленных гнусностей капитализма люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством. Необходимым результатом этого является отмена государства, как потребности в организованной силе одного класса для удержания в подчинении других классов, и тогда вмешательство государственной власти в общественные отношения становится в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не отменяется, оно отмирает. Вместе с государством отмирает и демократия. Только когда исчезнут государство и демократия можно говорить о свободе.

В борьбе против буржуазии пролетариат непременно объединяется в класс, путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего упраздняет старые производственные отношения. Вместе с этими отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство.

Предварительным условием перехода к социализму является разрушение буржуазной государственной машины, всего аппарата управления и замена их новым пролетарским. Если все прежние революции усовершенствовали государственную машину, то пролетариат не может просто овладеть буржуазным аппаратом и пустить в ход эту готовую силу для своих собственных целей. Это понятно, ибо весь государственный аппарат буржуазного государства подчинен и приноровлен к выполнению задачи угнетения и эксплуатации масс населения, а потому не может использоваться для задач освобождения этих масс от угнетения и эксплуатации. Примечание:     кроме преимущественно угнетательского аппарата в современном буржуазном государстве есть аппарат, связанный с решением экономических задач. Этот аппарат разбивать нельзя и не надо. Его надо вырвать из подчинения капиталистам, от него надо отрезать, отсечь, отрубить капиталистов и подчинить пролетарским Советам, делать его более широким, более всеобъемлющим, более всенародным.

Исторический опыт показал, что государственной системой способной обеспечить победу социалистической революции и провести социалистические преобразования является система Советов или аналогичная ей. Которая была не выдумана кем-то, а рождена практикой революции. Пролетарский класс, осознав никчемность и неприемлемость для себя буржуазной демократии, отыскал и создал именно такие органы власти, которые стали способны осуществлять его выгоды и его интересы. Взяв из старой системы отдельные элементы передового — представительство, избирательность, он создал свою собственную, принципиально новую организацию всей системы власти — Советскую власть, при которой обеспечивается массовое и непосредственное участие всего трудового народа в управлении жизнью общества. Основой Советской системы организации власти, ее опорными ячейками и фундаментом, становятся Советы трудовых коллективов, из которых непосредственно, снизу вверх, против буржуазного парламентаризма, возводящегося сверху вниз, ведется все последующее выстраивание пирамиды государственного управления.

Построенная таким образом и на таком фундаменте, система Советов объективно, в силу самой природы своего формирования и функционирования, обеспечивает: массовое и всеобъемлющее вовлечение трудящихся в управление государством; активное непосредственное участие масс людей не только в выборах, но и в повседневном управлении; максимально точное выражение интересов трудящихся масс; открытость, гласность, информационную доступность в деятельности государственных структур; объединение всех трудящихся классов и слоев общества в единой деятельности, в общем трудовом союзе; организацию рационального, комплексного, научно обоснованного решения любых задач и проблем; высочайшую эффективность в реализации всего намечаемого; оперативную и неконфликтную ротацию и смену государственных кадров любого уровня; возможность воздействия и управления всеми сторонами жизни общества; возможность последовательного изжития государственных способов управления и замену управления людьми на управление вещами и процессами.

Отметим, что никакие реформирования, шлифовки или усовершенствования схем и механизмов буржуазного государства, не смогут быть подогнаны для выполнения социалистических задач. Ибо, в силу того, что существует частная собственность на средства производства, сохраняется природа этого государства и оно неизбежно будет продолжать работать на капитализм. Поэтому народное творчество революционных классов нашло и создало такую новую форму власти, которая стала способной к осуществлению именно социалистических задач.

Зародышем ее явилась Парижская коммуна, начавшая разрушение старой государственной машины, а развитием и завершением стали Советы. Их сущность заключается в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата становятся трудящиеся массы. То есть, именно те, составляющие абсолютное большинство населения, массы, прежде угнетаемые и эксплуатируемые, привлекаются к непосредственному и решающему участию в демократическом управлении государством. Тем самым, фактически, создается и реализуется диктатура пролетариата, которая, является неизбежно необходимой для пролетариата, свергнувшего буржуазию, на целый исторический период, отделяющий капитализм от «общества без классов», от коммунизма. Ибо лишь посредством такой диктатуры класса можно победить буржуазию, упразднить буржуазные отношения собственности, обобществить средства производства и организовать социалистическое хозяйствование.

Вместе с тем сама диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к бесклассовому обществу. Почему при этом нельзя обойтись без диктатуры, нельзя прямо перейти к «чистой» демократии? Потому, что из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе, как диктатурой угнетенного класса, т.е. организацией этого класса в господствующий класс для подавления угнетателей.

В условиях существования классов пролетарские Советы есть наиболее демократическая государственная организация, огромный шаг вперед по сравнению с демократией буржуазной. В чем состоят преимущества и сила Советов в сравнении с буржуазным парламентаризмом? В том, что они являются всеобъемлющими, массовыми организациями трудящегося населения или абсолютного большинства общества, т.е. наиболее демократическими по сравнению с демократией буржуазной, которая есть демократией меньшинства и для меньшинства. В том, что они являются непосредственными организациями самих этих масс, т.е. являются властью большинства и для большинства. В том, что они наиболее интернационалистические, поскольку, опираясь на сотрудничество трудящихся масс различных национальностей, разрушают всякий национальный гнет. В том, что, объединяя законодательную и исполнительную власти в единой организации государства, они прямо связывают рабочие и трудящиеся массы с аппаратами государственного управления. В том, что, организуя избирательную систему с упором на производственные округа, они обеспечивают классовое руководство рабочего класса, только через Советы возможно осуществление его руководства всей пролетарской массой.

Наконец в том, что только советская форма государства, привлечением всей массы населения к постоянному и безусловному участию в государственном управлении, способна подготовить и осуществить то отмирание государственности, которое является одним из определяющих условий будущего бесклассового, а значит, безгосударственного, коммунистического общества.

Таким образом, Советы — это новый государственный аппарат: 1. осуществляющий самую тесную и неразрывную связь с массами, связь с большинством народа; 2. этот аппарат, в силу выборности его состава снизу вверх по воле народа, наиболее демократичен; 3. он дает форму организации авангарда, т.е. самой сознательной, энергичной, передовой части пролетариата, посредством которой авангард может поднимать, воспитывать, обучать и вести за собой всю гигантскую пролетарскую массу, ранее стоявшую вне политической жизни, вне истории; 4. этот аппарата дает вооруженную силу теснейшим образом связанную с народом, что делает ее могущественной.

Если сжато, то Советы есть власть, при которой почин и самостоятельность большинства народа состоит не только в выборе депутатов, но и в управлении государством, в осуществлении реформ и преобразований. Такая власть дает возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать в свои руки управление государством, управление хозяйством, управление производством. Значит, становится их делом, значит, становится непобедимой. Потому Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс, способными сломить всесилие капитала и его политических придатков. Они являются той найденной политической формой, в рамках которой возможно совершение освобождения пролетариата, осуществление социалистических преобразований и полная победа коммунизма.

Таким образом, единственно посредством Советов возможно пройти путь замены буржуазной власти на власть пролетарскую, буржуазной демократии на демократию пролетарскую с конечной целью полного отмирания всякой власти и всякой демократии. При этом единственно Советы делают возможным относительно мирный ход развития революции, они есть единственная форма, способная осуществить наиболее безболезненный переход к социализму.

2.Опыт СССР не только определил некоторые общие принципы решения задач социалистического развития, но также показал, как это возможно осуществить практически. В частности, что в основе экономической политики на этапе социализма должна лежать идея снижения цен, которая становится определяющей в производстве, как потребительских продуктов, так и продуктов индустрии.

Возможность реализации этой идеи предоставляют условия социалистических общественных отношений — обобществленное производство, способность планирования и централизованного регулирования, общественное самоуправление. Снижение цен не благодеяние социалистического государства, но форма его экономической деятельности, форма получения ассоциированным собственником дохода от ведения хозяйства. Форма свойственная исключительно социализму, форма эффективная, массовая, справедливая, выгодная большинству общества. С другой стороны — это способ последовательного выведения из сферы товарного обращения потребительской продукции, постепенный перевод ее из качества товаров в качество продуктов. То есть, один из важнейших элементов решения общей стратегической задачи социалистического периода по изжитию товарных отношений и переход от распределения «по труду» к распределению «по потребностям». Возможность практической реализации такого способа развития подтверждена опытом СССР, в котором проводилось систематическое снижение цен на товары широкого народного потребления. При этом был обеспечен мощнейший рост производительных сил, в кратчайшие сроки восстановивших СССР после войны и сделавших его мировой сверхдержавой.

Важнейшим вопросом хозяйственной практики периода социализма является вопрос устранения товарного производства. Только вышедшему из капитализма социализму естественно присуще существование двух основных форм производства – государственной, общенародной, и рыночно-товарной. Первая образовывается в результате упразднения частной собственности на средства производства и передачи их в общенародное достояние. Вторая достается в наследство от капитализма в виде достаточно многочисленного класса мелких и средних собственников-производителей, которые не могут исчезнуть немедленно и не могут быть скооперированы немедленно. Суть проблемы в том, что если промышленность уже до того сконцентрировала средства производства, что их можно сразу передать во владение общества, то сельское хозяйство и всевозможные отдельные мелкие собственники-производители, несмотря на рост капитализма, еще так раздроблены, что вопрос немедленного их обобществления не представляется возможным.

Чтобы решить эту задачу, потребуется некоторое время для постепенного и последовательного их объединения в некие производственные кооперативы, т.е. крупные, фактически на уровне промышленных, предприятия, которые будут способны в последующем слиться с единой общей экономической системой страны. Пока же единственно возможной и целесообразной для победы социализма  формой развития является сохранение на известное время товарного производства, как единственно приемлемую для индивидуалистических производителей форму экономических связей с общей хозяйственной системой. Как смычку города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, общей системы хозяйствования с индивидуалистическими хозяйствами. При этом все сильнее разворачивать общественную торговлю и снабжение индивидуалистических хозяйств передовой техникой, создавая тем техническую базу крупного производства и вытесняя из товарооборота всех и всяких мелких хозяйчиков.

Товарное производство и товарооборот являются неизбежной необходимостью. В то же время, социалистическое товарное производство не является обычным товарным производством, а представляет собой товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов, которое имеет дело в основном с товарами объединенных социалистических производителей – государство, кооперация, коллективные хозяйства, сфера действия которого ограничена предметами личного потребления и которое предназначено обслуживать, совместно с его денежным хозяйством, развитие и укрепление социалистического производства. Со временем, по мере последовательного вытеснения товарного сектора и замены его сектором общественным, появится один всеобъемлющий производственный сектор, распоряжающийся всей потребительской продукцией страны, товарное производство со своим денежным хозяйством исчезнет, как ненужный элемент народного хозяйства. Но до тех пор, товарное производство и товарное обращение должны оставаться в силе, как необходимый и весьма полезный элемент в системе народного хозяйства.

Двоякость социалистического производства, при которой одновременно действуют как недоизжитые и изживаемые капиталистические формы и приемы хозяйствования, так и устанавливающиеся коммунистические, неизбежно приводит и к распадению производимой продукции на две категории. С одной стороны — общественно-государственную, а с другой — рыночную. Рыночная оборачивается по стоимостным законам рынка, а общественно-государственная, приобретшая в условиях социализма принципиально новые качества, оборачивается по свойственным уже именно ей новым прогрессивным законам продуктового обмена. Суть новых качеств определяется тем, что большая часть этой продукции обращается внутри социалистического общества и при обороте собственника не меняет. В таком случае, любые стоимостно-рыночные трансформации лишаются смысла — самим производить и продавать самим же себе, чтобы опять производить, есть бессмысленность. Потому, на смену рыночным эквивалентам для обмена объективно приходят соответствующие новым условиям обменные принципы и критерии оценки производимой продукции, исходящие исключительно из ее полезности обществу и учетности затрат.

Таким образом, двоякость социалистического производства непосредственно ведет к двоякости оборачивающейся в обществе продукции, а с тем и к необходимости использования при социалистических производственных отношениях 2-х масштабной системы цен. На практике двухмасштабность предполагает двухмасштабную оценку производимой продукции. В одном случае, для исполнения привычной роли эквивалента при товарообмене и реализации принципа распределения «по труду», когда продукция оценивается по стоимостным законам и в стоимостной форме, а в другом — для учета производственных затрат по законам учетности в натуральной форме.

Естественно, что в таких условиях умение согласовывать социалистическое производство в едином действии становится жизненно важной задачей. Опыт СССР показал, что подобное согласование вполне осуществимо и может быть организовано на основе привычной финансовой системы со всем ее механизмом. В данном случае, денежная единица может выступать и как критерий стоимости и как критерий учета. Такой подход значительно облегчает задачу согласования и позволяет социалистическому обществу осуществлять и регулирование производства, и распределение произведенного совокупного общественного продукта, и рациональное использование ресурсов, и контроль над всей хозяйственной деятельностью, и даже качественную подготовку руководящих кадров для производства, т.е. практически всесторонне обеспечивает слаженное функционирование социалистического хозяйства.

Разделение производимой продукции на две категории является не только данью объективным обстоятельствам, но и прямо соответствует требованиям решения основной хозяйственной задачи социалистического периода по уничтожению товарно-рыночных отношений. С ее помощью резко и значительно сужается сфера товарного обращения, поскольку из нее выводится наиболее стоимостная, в силу технологической сложности и емкости, промышленно-сырьевая продукция. Остающаяся в товарном обращении потребительская продукция, постепенно — в соответствии с ростом производительных возможностей общества, в том числе и путем последовательного снижения цен на нее, также переводится в качество продуктов, что позволит изжить товарное производство вообще и заменить его всесторонним, полноценным продуктообеспечением каждого члена общества «по потребностям».

3.Марксистский взгляд на равенство и справедливость. Уже Маркс разбил туманность суждений по этому вопросу и показал, что «равное право», которое буржуазия выставляет как высшее проявление равенства и справедливости, на деле не есть равенство, что «равное право» всегда предполагает неравенство. Поскольку всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу — один сильнее, другой слабее, один женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше и т.д., то и «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость.

Чтобы избежать этого, право, вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным. Поэтому подлинное равенство и справедливость достигается лишь при распределении материальных благ «по потребностям», когда различие в жизни и труде, не влечет за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления. Первая фаза коммунизма – социализм, подобной справедливости и равенства дать еще не может, а потому ее главной экономической задачей становится достижение такого производительного уровня, при котором каждый член общества будет получать «по потребностям». Только тогда между людьми установятся истинные равенство и справедливость.

Социализм решает такую задачу. Он по-своему, своими приемами, на базе достигнутого капитализмом осуществляет движение вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом. Капитализм создал материальный базис нового мира. С одной стороны, развил мировые отношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, с другой – развил производительные силы человека. Социализм подчиняет, неизбежность чего всецело и исключительно исходит из экономического закона движения современного общества, все это общему и общественному контролю, т.е. превращает капиталистическое общество в коммунистическое.

При социализме управление промышленностью и всеми отраслями производства изымается из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидов и все отрасли производства находятся в ведении всего общества – ведутся в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, за счет полного обобществления труда и его централизации, возрастания производительной мощи на началах крупного производства и новейшей технической базы, рационального планомерно-научного хозяйствования и освобожденного труда создаются производительные силы, которые позволят материально обеспечить реализацию принципа распределения «по потребностям».

Социализм справедливости и равенства еще дать не может. Различия в богатстве остаются и различия несправедливые. Однако невозможна уже эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, заводы, машины, землю и проч. в частную собственность. Таким образом, коммунистическое общество в ходе своего развития сначала уничтожает только ту «несправедливость», что средства производства захвачены отдельными лицами, но не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления «по труду».

Как видим, один переход средств производства в общую собственность всего общества не устраняет недостатков распределения и неравенства «буржуазного права», которое продолжает господствовать, поскольку продукты делятся «по труду». Эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Поэтому в первой фазе коммунистического общества, которую зовут социализмом, «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического уровня, лишь по отношению к средствам производства. В то же время оно остается в другой своей части, остается в качестве регулятора, определителя распределения продуктов и распределения труда между членами общества.

«Кто не работает, тот не должен есть», этот принцип осуществляется социализмом. Но это еще не коммунизм, и это еще не устраняет «буржуазного права», которое неравным людям за фактически неравное количество труда дает равное количество продуктов. При социализме, поскольку капиталистов уже нет, антагонистических классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя, государство отмирает. Но оно еще не отмерло совсем, ибо остается охрана «буржуазного права», освящающего фактическое неравенство.

4.Решающим условием возможности построения коммунистического общества, как общества высшего типа, является воспитание человека нового типа. Человек коммунистического будущего, это человек, который трудится бесплатно на пользу общества, трудится не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, а добровольно, вне нормы, без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, как потребности здорового организма. Именно воспитание, поскольку социализм и это дело не пускает на стихийный самотек.

Опыт социализма показал образец организации системы воспитания личности нового человека, когда была создана и всесторонне обеспечена всеобщая, всеохватывающая система учреждений и предприятий обучения, воспитания, культуры, искусства, научно-технического и спортивного развития, оздоровления. Деятельность прессы, радио, телевидения, писателей, поэтов, работников искусств, кино, театров — все было подчинено благородной и возвышенной цели возвеличивания человека. Но основным обусловливающим фактором личностного преобразования человека становится совместный труд людей на общее благо на основе единого обобществленного производства и социально справедливого распределения. Эта система позволила в кратчайший исторический срок создать тип нового человека, человека будущего – советского человека, и новую историческую общность людей – советский народ, которые наглядно продемонстрировали невиданные доселе образцы созидательной трудовой доблести, выведшей страну от сохи к ядерной энергетике и космосу, и воинского героизма на полях сражений.

     ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО, вот первейший девиз и цель всей социалистической воспитательной работы. На смену капиталистическому «человек человеку волк» приходит коммунистическое «человек человеку друг, товарищ и брат».

5.В национальном вопросе социализм выполняет важнейшую для земной цивилизации задачу – объединение народов мира в единой общечеловеческой общности, что является ключевым требованием и условием продолжения прогрессивного развития человечества.

Империализм не может жить без эксплуатации и насильственного удержания народов в рамках единого целого, а потому может сближать нации лишь путем аннексии и захватов, без которых он вообще немыслим. Именно таким реакционно-силовым образом в наше время капитализм проводит империалистическую глобализацию. В результате, сегодня мир разделен на лагерь горстки цивилизованных наций, обладающих финансовым капиталом и эксплуатирующих громадное большинство населения земного шара, и лагерь угнетенных и эксплуатируемых стран. Следовательно, пока существует империализм никакое действительное объединение, тем более слияние, народов и наций объективно невозможно, а значит, он становится непреодолимым препятствием на пути человеческому прогрессу и потому должен быть сметен.

В свою очередь, социализм организует производство и жизнь без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам общества. Тем дает полный простор их симпатиям и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций. При этом социализм творит новые, высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся всякой национальности будут удовлетворены в интернациональном единстве.

Вместе с тем социализм не устраняет разнообразие народов, не уничтожает национальные различия, а использует такое применение основных принципов коммунизма, которое бы правильно приспосабливало это разнообразии и эти различия, т.е. национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи, к победе над империализмом, к свержению буржуазии, к объединению и слиянию всех народов. С такой позиции, т.е. не с точки зрения формальной демократии и изолированно, а с точки зрения фактических результатов борьбы против империализма и в мировом масштабе, надо оценивать национальные движения зависимых стран. Отсюда необходимость непримиримой борьбы против национальной замкнутости, узости, обособленности, не желающих подняться выше своей национальной колокольни и не понимающих связи освободительного движения своей страны с пролетарским движение господствующих и других стран.

В.НОВАК

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

От РОО СКПС.

В дискуссионном порядке публикуется статья товарища В.Новака, так как она может принести пользу молодому поколению борцов за интересы рабочего класса, совпадающие с интересами дальнейшего прогресса человечества, невозможного  без торжества мирового коммунизма.

Разумеется, статья не демонстрирует  молодому поколению всей совокупности результатов  приложения марксизма-ленинизма-сталинизма к СОВРЕМЕННЫМ условиям революционной борьбы, что требует продолжения разговора с молодёжью.

Так  в статье игнорируется совокупность вопросов и выводов относительно современного этапа развития  империализма — глобального, при котором в мире  господствуют отношения уже не национальных, а мировых монополий и главенствуют и добиваются безраздельного мирового господства несколько отрядов мировой финансовой олигархии.

Нет поэтому и оценки современного этапа революционной борьбы пролетариата как перерастания Великого Октября в мировую пролетарскую революцию во главе с рабочим классом,  что остро требует организации его авангарда в мировом масштабе — Коминтерна.

Не названа такая новая опасность для  человечества, как возможность его самоуничтожения в результате Третьей мировой войны с применением оружия массового поражения, а потому и не определена соответствующая миссия  революционного рабочего класса как спасителя цивилизации.

Не определены и особенности СОВРЕМЕННОЙ  тактики пролетариата, учитывающей названные реалии.

Есть и досадные противоречия и  неточности. Например, ведётся разговор о перерастании  социализма в коммунизм, хотя  это невозможно, так как социализм — тоже коммунизм, только в первоначальной фазе, а потому перерасти сам в себя не может. В других местах данный вопрос изложен правильно — речь идёт о социализме как о первоначальной фазе коммунизма.

В качестве формы диктатуры буржуазии названа только демократическая  республика, хотя она  всегда неизбежно  эволюционирует в террористический тоталитаризм — в фашизм, что особо злободневно сегодня, так как наиболее агрессивные  отряды мировой финансовой олигархии  — англосаксонский и европейский  уже ведут себя на международной арене как отъявленные фашисты.

Всё это не позволит молодёжи вооружиться современной тактикой борьбы, предусматривающей в качестве главного объекта революционных усилий  мирового пролетариата мировую финансовую олигархию, причём прежде всего уже доросшую до фашизма, а в качестве метода достижения победы над нею — самый широкий народный фронт, включающий все социалистические, демократические,  национально-освободительные   и даже  буржуазные силы, ущемляемые и уничтожаемые мировой финансовой олигархией. Автор включает такой  буржуазный слой, как мелкие собственники в состав современного пролетариата, но это является ошибкой: этот классовый слой является буржуазным, а не пролетарским, и его следует  использовать, как и другие буржуазные слои, ущемляемые и уничтожаемые олигарзами, в составе как раз  названного широкого антиолигархического (империалистического), антифашистского фронта.

И т.д.

 

 

1 комментарий к “В Новак. Памятка-наставление внукам и правнукам.”

  1. Подискутируем. Хотя данная работа имеет строго обозначенную цель. К тому же почти на все замечания РОО СКПС есть мои конкретные мнения и ответы в моих отдельных, значительной частью даже опубликованных, статьях. К сожалению, сейчас почти не видно авторов способных к дискуссии требуемого уровня. Большинство либо просто цитирует классиков и произвольно пристегивает цитаты к своим выдумкам, другие разрабатывают «теории» под неких лидеров и руководителей (со сменой лидера, как правило, меняется и «теория»). Хуже всего то, что в таком случае все прочие авторы ими признаются, в лучшем случае, невеждами. Я лично собрал целую брошюру «критических» замечаний на себя. Правда в них большей частью аргументы подменяются личностными характеристиками и голыми ярлыками.

Оставьте комментарий