РОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Местное и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

О всемирной социалистической революции.

Для журнала «Марксизм и современность»

О всемирной социалистической

революции

Ю.Ю. Ермалавичюс

Идея всеобщей, всемирной, глобальной социалистической революции родилась в 1840-е годы в Европе, где капиталистическая формация общества достигла к тому времени полной зрелости и расцвета, появились первые революционные действия рабочего класса как самостоятельной социальной силы мирового исторического процесса. Основоположниками этой идеи выступили величайшие мыслители человечества К. Маркс и Ф. Энгельс. В 1844 году в газетной статье К. Маркс заявил, что «социализм не может быть осуществлен без революции» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.1, с. 448). В 1847 году Ф. Энгельс пришел к выводу, что «промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую произведет пролетариат» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 328).  В итоге обозначились теоретические контуры революционного преобразования жизни народов земного шара на социалистических началах.  Эти факты свидетельствовали о первых признаках научно-мировоззренческой революции в общественном сознании человека, радикальнейшей всемирно-исторической революции в развитии человеческой мысли.

В 1848 году К. Маркс и Ф. Энгельс опубликовали в Лондоне «Манифест коммунистической партии», в котором осветили исторические цели и основополагающие принципы коммунистического движения, отстаивающего интересы международного рабочего класса. В данном документе воплотилась теория всемирной социалистической революции. Объясняя объективные причины неизбежности этой величайшей социальной революции, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «С развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит, прежде всего, своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны» (Там же с. 436). Определяя содержание этого всемирно-исторического явления как коммунистической революции, К. Маркс и Ф. Энгельс выявили ее основной вопрос, заявив, что «коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Там же, с. 438). Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства в планетарном масштабе обеспечивается замена капиталистической системы производственных отношений общества социалистической структурой отношений, что означает революционный переход человечества от капитализма к социализму. От классового общественного уклада социального неравенства и антагонизма к человеческому обществу социальной свободы и равенства.

Теория всемирной социалистической революции родилась вместе с открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материалистического понимания истории, на его основе. Согласно научному подходу к жизни общества, по мнению К. Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т. 13, с. 7). Способ материального производства представляет собой диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества.  К. Маркс заметил, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (Там же, с. 6). Обеспечение соответствия характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил является главной необходимой потребностью жизни общества, основным объективным законом его развития. В итоге рождение диалектического материализма воплотило всемирно-историческую революцию в развитии человеческого мышления, аккумулирующую в себе теорию и методологию научного познания и революционного преобразования мира.

В классовом обществе, основанном на частной собственности на средства производства, соответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил обеспечивается социальной революцией. Об этом К. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Там же, с. 7). Производственная революция в экономическом базисе общества неизбежно влечет за собой социальную революцию в его общественно-политической надстройке.

Изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришел к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Открытый К. Марксом основной объективный закон развития материального производства, заключающийся в обобществлении производства, позволил выявить тенденцию монополизации капитала вплоть до его превращения в свою противоположность. Об этом К. Маркс утверждал: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается» (Там же, с. 772-773). Содержанием этого социального взрыва является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Там же, с. 773). Превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства выявляет особый тип социальных революций – социалистические революции, — движущими силами которых выступают народные массы во главе с рабочим классом, под его руководством.

Особенность всеобщей социалистической революции состоит в том, что она обеспечивает переход общества от классово-антагонистического жизнеустройства к общинному укладу, гарантирующему преодоление классовых различий и утверждение социального равенства всех людей по отношению к общественному богатству человечества. Поэтому социалистическая революция представляет собой кульминацию обострения классовой борьбы, гражданской войны в антагонистическом обществе. Многовековой исторический процесс классовой борьбы, охватывавший рабовладельческую, феодальную, капиталистическую общественно-экономические формации, закономерно подходит к своему завершению в социалистических революциях, освобождающих общество от классового угнетения и эксплуатации человека человеком.  К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что с утверждением и созреванием капитализма классовая борьба «достигла в своем развитии той ступени, когда эксплуатируемый и угнетаемый класс – пролетариат – не может уже освободить себя от ига эксплуатирующего и господствующего класса – буржуазии, — не освобождая вместе с тем раз и навсегда всего общества от всякой эксплуатации, угнетения, классового деления и классовой борьбы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 367). Преодоление классовых различий и утверждение социального равенства являются всемирно-исторической миссией международного рабочего класса. Осуществление этой гуманистической миссии составляет основное содержание величайшей социальной революции во всемирной истории.

Главным орудием всеобщей социалистической революции К. Маркс и Ф. Энгельс считали науку, которую квалифицировали как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.26, ч. 1, с. 400). Осмысливая научное обоснование революционного преобразования жизни общества на социалистических принципах, Ф. Энгельс обозначил содержание всемирной социалистической революции как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). По мнению Ф. Энгельса, в процессе этой величайшей социальной революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Отменой частного типа собственности и установлением общественной собственности на средства производства всемирная социалистическая революция преодолевает стихийное, хаотическое, слепое развитие народов земного шара и открывает условия для сознательного, планомерного, гармонического развитие общества. Тем самым она обеспечивает возможности для научного обоснования общественной жизнедеятельности человечества.

Революционное преобразование жизни общества осуществляется научно подготовленным человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Это сопряжено с умственным овладением людьми объективными законами развития природы и общества, не зависящими от сознания и воли населения земного шара. Будучи продуктом умственного труда людей на благо всего человечества, наука обеспечивает возможности и предъявляет соответствующие требования к их умственной развитости вплоть до осознания объективной необходимости и овладения стихийными силами развития природы и общества. В целом созданием теории и методологии диалектического материализма увенчалась научно-мировоззренческая революция в общественном сознании человека.

В свою очередь, научный коммунизм предложил человечеству не только освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, но и овладение объективными законами общественного развития в конкретной практике исторического творчества людей. Это всемирно-историческое достижение в духовном развитии человечества подтвердило научный прогноз К. Маркса, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с.8). Осуществление этих идей К. Маркса и Ф. Энгельса в исторической действительности воплощается в духовной революции или научно-мировоззренческой революции в общественном сознании народов.

Научная теория всемирной социалистической революции получила практическое воплощение в исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Во всемирной истории наступила эпоха новейшего времени, содержанием которой стал революционный переход человечества от капитализма к социализму. Империализм воплотил в себе общий кризис капитализма, охватывающий все социальные слои и все сферы жизни буржуазного общества, постоянно обостряющийся вплоть до образования общенациональной катастрофы, следующий к гибели капиталистической формации общества и революционному его обновлению на социалистических началах.

Раскрывая закономерности существования капитализма на империалистической стадии, В. И. Ленин обобщил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Обобществление материального производства обусловливало превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического способа производства, стало подавлять господство монополий, повлекшее застой производства. Эти тенденции олицетворяли вырождение и саморазрушение капитализма, его революционную замену социализмом.

Вследствие обострения общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В. И. Ленин нашел во всемирной социалистической революции. В 1917 году  он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, — окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных законов исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью.

Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности марксистско-ленинской теории социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара, радикально усиливая революционное обновление человечества. Она определила содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В. И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403). Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистической революции, который закреплен в 1930-е годы построением социалистического общества в Советском Союзе в условиях капиталистического окружения. К середине ХХ века волна социальных революций вышла в международное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой. Материальной основой всех этих всемирно-исторических достижений социализма выступала крупная машинная индустрия, унаследованная им от капиталистического способа общественного производства.

Рожденные Великим Октябрем, всемирно-исторические изменения в общественном развитии человечества побудили к середине ХХ столетия такое могущественное явление новейшей эпохи, как мировая научно-техническая революция, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни международного сообщества. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования   характера производственных отношений во всемирном объеме, что обусловило объективную историческую необходимость всемирной социалистической революции.

Мировая научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для автоматизации производства и его беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Под воздействием научно-технической революции концентрация, централизация, интеграция производства стали принимать всемирную степень и глобальный характер, что способствовало становлению единого мирового материально-производственного процесса. Мировая социалистическая система получила необходимый для нее собственный материальный фундамент. Но должное осуществление новейших возможностей технического и технологического совершенствования общественного производства оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного оковами частной собственности на средства производства, что вызывало к действию соответствующую социальную революцию.

В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства не только перестала служить основой для формирования производственных отношений общества, но и превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности человечества. Она стала отрицать все, созданное на ее основе.

Отставание капиталистической системы производственных отношений от возросшего уровня развития производительных сил обернулось очередным обострением в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистический лад первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией. В земном пространстве действуют объективные законы всемирной социалистической революции.

Материальную подготовку величайшей социальной революции обеспечила мировая научно-техническая революция, которая создала во второй половине ХХ века наукоемкий вид производства, необходимый и достаточный для всемирного торжества социализма. Эта производственная революция достигла таких радикальных сдвигов в историческом развитии народов земного шара, как превращение науки в непосредственную производительную силу общества, существенное обогащения всемирного научного потенциала, подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития, интеграция и обобществление производства в планетарном масштабе, становление единого мирового материально-производственного процесса, комплексная механизация и автоматизация производства на основе наукоемких технологий, образование и функционирование всемирных систем коммуникации и информации, проникновение человека в космос и других. Полное овладение производительными достижениями научно-технической революции стало необходимой потребностью и стратегической целью общественной жизнедеятельности мирового сообщества народов.

Когда в процессе мировой научно-технической революции капитализм полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и оказался в глобальном кризисе, на повестку дня всемирной истории встал вопрос о революционной замене его альтернативным общественным строем – социализмом. Именно научно-техническая революция полностью подготовила переход человечества от капитализма к социализму. Своими качественными сдвигами в развитии производительных сил общества она открыла магистральный путь к преодолению социального антагонизма и классовых различий в международном сообществе, обеспечению научного обоснования организации жизнедеятельности народов, достаточному удовлетворению человеческих потребностей всех жителей планеты, достижению высшей ступени развития земной цивилизации. Создавая фундаментальные предпосылки для построения наукоемкой материально-технической базы коммунизма, она определила коммунистическую направленность дальнейшего исторического движения человечества вперед путем общественного прогресса. В совокупности научно-техническая революция обеспечила качественный скачок мирового сообщества народов из классового общества социального неравенства и антагонизма к человеческому общественному укладу социальной свободы и равенства.

Подъем под воздействием мировой научно-технической революции совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития обеспечил материальные предпосылки для становления социалистического способа производства и соответствующего общественного строя в планетарном объеме. Но невиданные ранее возможности исторического прогресса столкнулись с отставанием социальной зрелости и умственной развитости народов от должного удовлетворения новейших необходимых потребностей и решения назревших стратегических задач. Международное сообщество оказалось во всемирном кризисе, переросшем в дальнейшем в затяжной глобальный хаос, не поддающийся произвольному управлению, а требующий научного обоснования жизни общества и научного управления общественным развитием. Человечество вступило в радикальнейший перелом во всемирной истории, поглощающий все сферы жизни общества.

Поскольку мировая научно-техническая революция, превратившая науку в непосредственную производительную силу общества, обеспечила научную основу материального производства, это обстоятельство потребовало научного обоснования всей организации жизни народов в соответствии с действием объективных общественных законов. Именно наука призвана стать основой планирования, организации, управления, регулирования всех сфер и областей жизни человечества. А научное обоснование жизни общества состоит в сознательном использовании объективных законов общественного развития в конкретной практике исторического творчества народов. Для этого требуется адекватный учет объективной обусловленности жизни общества способом материального производства, типом собственности на средства производства, социальной структурой общества, совокупной системой общественных отношений, а также содержанием и характером текущей исторической эпохи, новейшими особенностями мирового исторического процесса, соотношением общественных сил на международной арене и другими факторами всемирного охвата.

На основе адекватного восприятия исторической действительности складывается научное понимание ее сущности, что способствует разработке обоснованных решений на будущее и содействует их эффективному осуществлению в революционной практике. Удовлетворение столь высоких необходимых потребностей жизни человечества, обусловленных научно-технической революцией, побуждает соответствующую духовную революцию, точнее – мировую научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании интернационального сообщества народов.

Становление науки решающим и определяющим фактором исторического прогресса предполагает преодоление экономической анархии и социальной стихии в жизни общества, а также обеспечение гармонического функционирования всей совокупной системы общественных отношений населения земного шара.  Созревание этой стратегической задачи ориентирует народы к пресечению главного источника их стихийного экономического и социального развития – частной собственности на средства производства. Заодно требуется утверждение фундаментальной основы гармонизации общественных отношений – общественной собственности на средства производства. Решение этой основополагающей задачи по выходу человечества из глобального кризиса является основным вопросом всемирной социалистической революции, обеспечивающей соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил в планетарном масштабе, в чем заключается основная жизненная потребность мирового сообщества народов.

Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он развязал глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Но разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге на земном шаре образовался глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации.

Соответственно на планете обострилась и усложнилась «война интересов» — всемирная гражданская война, под прикрытием которой развернулся империалистический передел собственности между гигантскими сверх монополиями, прибегшими к разграблению национального богатства народов и природных ресурсов планеты. В свою очередь, империалистический передел всемирной собственности обернулся радикальными трансформациями в социальной структуре человечества: к концу 2010-х годов мелкобуржуазный «средний класс» общества прекратил свое существование, а в пролетарских и полупролетарских слоях оказалось 99 процентов населения планеты. Пролетаризация человечества существенно усиливает его революционный потенциал, так как пролетарские слои трудящихся, широчайшие народные массы выступают движущими силами глобальной социалистической революции, представляющей собой кульминацию всемирной гражданской войны.

Глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории. Гибнущий капитал не мог не вызвать обвального саморазрушения мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства человечества. В условиях глобального кризиса, всемирной революционной ситуации, всеобщей агонии империализма, империалистического передела собственности, всемирной гражданской войны, реставрации капитализма в подорванном социалистическом лагере, разгула империалистической контрреволюции в планетарном пространстве и подобных им тенденций полностью попирается международное право, в мировой политике преобладают диверсии и провокации, в международные отношения ворвались террор и бандитизм, развернулся грабеж общественного богатства народов и природных ресурсов планеты, обнищание охватило подавляющее большинство человечества, нравственное разложение вошло в образ жизни населения, криминализация общественных отношений стала массовой, политическая идеология превратилась в дезинформацию и демагогию, народные массы оказались в узде идеологического манипулирования и обмана, у подавляющего большинства жителей земного шара отсутствует адекватное восприятие исторической действительности. Победить вакханалию империализма и овладеть глобальным хаосом может только диктатура всемирной социалистической революции, действующая в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики.

В современном мире ХХI века материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов общественного развития в революционной практике. На основе диалектико-материалистического мировоззрения марксистско-ленинские партии международного рабочего класса разрабатывают свою теорию, стратегию и тактику, что необходимо для решения назревших задач дальнейшего исторического прогресса – коллективистского и гуманистического развития человечества к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации. Поэтому усвоение народами научного мировоззрения диалектического материализма и овладение ими действием всеобщих объективных законов диалектики в исторической практике составляет основное содержание мировой духовной революции, то есть научно-мировоззренческой революции в общественном сознании народов.

Особое значение диалектического материализма состоит в том, что это марксистско-ленинское учение является теоретической и методологической основой для научной мотивации жизнедеятельности общества, необходимой при революционном выходе из глобального хаоса к созиданию коммунистического общества. Без научного обоснования жизни общества и научного управления ее развитием невозможно овладение наукоемким производством, созданным мировой научно-технической революцией.

Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления, поэтому выступает исходной позицией при выборе форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда в планетарном масштабе, переводе всей жизнедеятельности человечества на научную основу. Вместе с тем, всеобщие объективные законы диалектики действуют в социалистических интересах интернационального пролетариата, выступающего гегемоном всемирной социалистической революции. В этих условиях коммунистическое движение современности отстаивает социалистические интересы международного рабочего класса и всего трудового человечества, добивается всемирного торжества социализма, ориентируется к построению коммунистического общества на планете Земля.

Непосредственное историческое движение человечества к построению социалистического общества во всем мире в целом повысило роль и значение общественной сознательности людей. Полное овладение производительными достижениями мировой научно-технической революции и построение на этой основе наукоемкой материально-технической базы коммунизма возможно при опоре на научное мировоззрение, руководствуясь диалектико-материалистическим подходом к жизни общества. В этих условиях на первый план исторического творчества народов выходят их умственная развитость, интеллектуальный потенциал, духовное богатство, научная убежденность, культура мышления. Именно умственная развитость людей составляет ядро человеческого фактора, играющего ведущую субъективную роль в историческом движении из глобального кризиса старого общественного устройства мира к созиданию коллективистского и гуманистического общества социальной свободы и равенства, переводу общественной жизнедеятельности человечества на научную основу.

Всемирная социалистическая революция является единственным выходом народов земного шара из глобального кризиса и хаоса. Подавление контрреволюционной диктатуры транснационально-монополистической финансовой олигархии и установление социалистической демократии международного рабочего класса в союзе со всем трудовым населением в большинстве стран планеты выступают первоочередной стратегической задачей социалистических революций на всех континентах. С установления социалистического народовластия начинается действительный выход международного сообщества из всемирного кризиса.

Основное звено в революционном преобразовании общественного бытия народов на социалистических началах заключается в замене их капиталистических производственных отношений социалистическими путем отмены частной собственности и установления общественной собственности на средства производства. Торжество общественной собственности на планете объективно обусловлено всемирным обобществлением материального производства под воздействием мировой научно-технической революции.

Решение в социалистических революциях первоочередных антикризисных задач следует к более высоким общественным процессам стратегического значения. Всемирное торжество социализма служит исходной жизненной позицией народов в строительстве коммунистического общества. Необходимо создание условий для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества. Требуется качественное совершенствование общественного производства на основе новейших достижений научного прогресса ради существенного повышения производительности труда вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Предполагается дальнейшая социализация и гуманизация общественных отношений с целью достижения высшего уровня цивилизованности и культурности народов. Необходимо научное управление социально-экономическим развитием общества, обеспечивающее целенаправленное использование им объективных общественных законов в своей практической жизнедеятельности. В итоге последует постепенное формирование человеческого общества социального равенства путем утверждения коммунистического гуманизма в общественном укладе жизни международного сообщества.

Достижение всемирной социалистической революцией социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре предполагает совершенно новое качество жизни человечества. Для этого необходим высокий научный уровень развития производительных сил общества, обеспечивающий непосредственное соединение науки с производством, решающую роль наукоемкого производства, высшую производительность общественного труда. Требуется всемирное обобществление материального производства и других сфер жизнедеятельности народов на основе общественной собственности на средства производства. Полное утверждение коллективистского и гуманистического характера общественных отношений между народами и внутри каждого народа. Научное управление общественным развитием мирового сообщества народов при сознательном учете, соблюдении, использовании объективных экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества. Достаточное удовлетворение человеческих потребностей всех жителей планеты. Всестороннее развитие личности человека, научное осознание им своей ответственности за судьбу человечества. В центр коммунистической формации общества выходит человек социальной свободы, равенства, гармонии. Он обеспечивает жизнеспособность человечества, ставшего общественным людским коллективом.

Главная особенность всемирной социалистической революции состоит в ее взаимодействии с личностью человека.  Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, обеспеченное мировой научно-технической революцией, заключается в соединении достижений научного прогресса с человеком – основной производительной силой общества. В развитии человеческой личности становление науки непосредственной производительной силой общества выступает революционным скачком от предысторического состояния к подлинной человечности, что воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Наука становится основой коммунизма, научность пронизывает все сферы жизни общества.

Революционный скачок в социальную свободу осуществляется человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Исходной позицией становления столь высоких свойств человека выступает научное мировоззрение диалектического материализма, составляющее основу его общественного сознания, ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной деятельности, образа жизни, культуры мышления. Необходимым условием формирования личности человека социальной свободы является безраздельное господство общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе – всемирное торжество социализма. Это обеспечивается победой всемирной социалистической революции, воплощающей в исторической действительности совокупный поток производственной, социальной и духовной революций, качественно преобразовывающих материальное производство, социальные отношения, общественное сознание людей в соответствии с их человеческими потребностями.

Поскольку главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека, становление творческого характера труда, обусловленное мировой научно-технической революцией, предъявляет человеку соответствующие требования к овладению наукой как непосредственной производительной силой общества. Творческий труд предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперед исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, формирование его духовности и человечности, становление труда жизненной потребностью людей. Таким образом, творческий труд, высокая образованность и сознательность, научное мышление ориентируют народы мира к построению человеческого общества, в котором человек станет высшей социальной ценностью.

Усвоение народами научного мировоззрения оказывается исторической необходимостью в революционном движении трудового человечества от капитализма к социализму. Поскольку адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности являются исходной позицией в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах, разработка научной теории диалектического материализма и внесение ее в общественное сознание народных масс являются первоочередным победоносным фактором всемирного торжества социализма. Научное мировоззрение воплощается в жизнь общества путем соединения научной теории с революционной практикой.

Научное сознание людей не только адекватно отражает общественное бытие, но и создает теоретический проект дальнейшего общественного развития, содействуя целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в революционном преобразовании жизни общества в соответствии с человеческими потребностями мирового сообщества народов. Тем более что построение и функционирование социалистического общества возможно только на научной основе, при массовом усвоении народами диалектико-материалистического мировоззрения, научном обосновании ими практики своего исторического творчества.

Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком ее достижениями. Овладение производительными достижениями мировой научно-технической революции предполагает, прежде всего, их умственное осознание, что побуждает научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании человека, устремленного к диалектико-материалистическому пониманию постоянно меняющегося мира. Усвоение народными массами научного мировоззрения выступает ведущим фактором коллективистского и гуманистического развития интернационального сообщества народов к коммунистической ступени человеческой цивилизации. Научное осознание человеком действия объективных закономерностей общественного развития становится определяющим мотивом его творческого труда по воплощению научных знаний в конкретной практике жизнедеятельности общества. Научное сознание человека играет ведущую роль в коренном преобразовании жизни общества в соответствии с требованиями объективной логики истории. Этот величайший качественный скачок во всемирной истории осуществляется всеобщей социалистической революцией.

Усвоение человеком научного мировоззрения выступает умственным, духовным, интеллектуальным источником революционного преобразования жизни общества в соответствии с человеческими потребностями людей. Научно-мировоззренческая революция в общественном сознании народов не только духовно освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными законами развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества человечества. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей по отношению к всемирному богатству, функционирующего в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.

Точкой зрения диалектического материализма К. Маркс считал «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т. 3, с.4). Обобществление всех сфер жизни человечества, повышение уровня его социализации и гуманизации закономерно ведут к становлению подлинно человеческого общества. Именно обобществление жизнедеятельности людей составляет основную закономерность исторического развития народов мира. Становление науки непосредственной производительной силой общества, обеспеченное мировой научно-технической революцией, определяет обобществление производства и всей жизнедеятельности народов во всемирной степени, что способствует превращению человечества в обобществившийся людской коллектив, в котором свободное развитие личности человека является условием свободного развития общества. В итоге всемирная социалистическая революция завершает предысторию и начинает подлинную историю человеческого общества, переводит жизнедеятельность человечества на научную основу, открывает создание человеческого мира.

Юозас Юозович Ермалавичюс,

доктор исторических наук, профессор

Оставьте комментарий