НЕГАТИВ
№ 8 (29) – 2019. Август 2019 года.
Полусатирическое приложение к электронной газете «Верность».
————————————————————— ———-
У семи нянек дитя без глазу
В общем, история такова, в очередной раз полностью подтверждая названную истину:
Инвалид третьей группы Новиков Юрий Иванович из Бобруйска хочет работать на пользу себе, народу и государству и, судя по заключению социальных органов, имеет для этого ограниченные, но вполне определённые возможности, а также законные права. Хотеть, как известно, – никому не вредно.
Так в чём же дело? Ведь общественная производительность труда, которая определяет уровень нашего с вами благосостояния, — и это, казалось бы, известно и понятно всем, или должно быть понятно, тем более чиновникам-управленцам, — прямо зависит, помимо всего прочего, ещё обязательно и от того, как используется работоспособность каждого члена общества: полностью, частично или никак.
Работая, инвалид, и не только инвалид, но и всякий другой гражданин с ограниченными возможностями, слезает с шеи государства, выплачивающего ему пенсию, и хотя бы частично облегчает ему задачу выплаты этой самой пенсии, создавая своим трудом материальные и духовные ценности. Работая, инвалид, пенсионер и другие не по своей вине ограниченные по трудовым возможностям люди существенно помогут снять с повестки дня повышение пенсионного возраста, увеличить размер выплачиваемых пенсий и т.д,
Выгодно? Да, причём всем: и инвалиду, получающему дополнительный доход к пенсии и повышающему своё благосостояние посильным трудом, и государству, получающему дополнительный доход от налогов, в том числе в фонд социального страхования, и народу, которому легче содержать работающих инвалидов, чем не работающих, и которому больше достанется от плодов всеобщего труда и от более высокой общественной его производительности. Настолько выгодно, что стоит стимулировать работу пенсионеров, в том числе инвалидов, а не, наоборот, — вычитать часть пенсии у работающих (чтобы было больше не работающих?).
Так в чём же дело? Ведь существует и государственная система занятости, и сонм социальных служб, специально созданных, чтобы заботиться об инвалидах и других гражданах, опекаемых государством, и масса гарантирующих и контролирующих органов, и депутатов, призванных создавать нормативную базу, и т.д. То есть налицо масса соответствующих чиновников. И это в республике повсеместно, в том числе в Бобруйске. И везде чиновники — с хорошей зарплатой, чтобы имели условия для результативной заботы обо всех, в том числе инвалидов, и с не менее хорошей пенсией, правда, всё это без учёта результатов деятельности и бездеятельности, но не об этом здесь речь.
В безответственности чиновников, в получении ими зарплаты безотносительно от результатов общественно полезного труда или даже вообще без него, или при одной лишь его видимости и зарыта, видимо, одна из собак, так как Юрий Иванович годами добивается реализации своего права на труд, предусмотренного Конституцией и обеспеченного другими законными и подзаконными нормативными актами, а «воз и ныне там»: все устные и письменные обращения инвалида к многочисленным чиновникам-нянькам разных ведомств лишь наращивают стопку бумаг-отписок, а работы как не было, так и нет.
А ведь соответствующие рабочие места имеются! Например, как-то дала местная служба занятости инвалиду направление на работу на одно из предприятий, оповестившее, как положено, о вакансии. Пошёл радостно трудоустраиваться – наконец-то! А место оказалось занятым. Вот и вся вакансия и вся «радость».
А Министерство труда и социальной защиты считает такую ситуацию в порядке вещей. Вот, например, как объясняет оно ситуацию инвалиду: «… При рассмотрении кандидатуры на занятие вакантного рабочего места наниматель имеет право выбора работника, поскольку, в первую очередь он несёт ответственность за эффективное функционирование организации» (из письма Министерства от 10.07.2019 года № 16-1-17/1390-Ho (1)-52). Всё правильно.
Но, спрашивается, зачем тогда предприятиям сообщать вакансии в службу занятости, если они всё равно будут сами «выбирать кандидатуру на занятие вакантного рабочего места»? Чтобы служба занятости помогла им в конкурсном отборе? Но тогда это помощь только администрации предприятий, организаций и учреждений. А где помощь трудящимся, ищущим работу? Куда ни ткни, а всё получается, что государство у нас для чиновников, а не для народа. И не здесь ли покоится главная зарытая собака?
При сведении службы занятости лишь к такой роли весь её аппарат для экономии финансовых ресурсов следовало бы распустить и заменить сводным информационным сайтом в интернете, сообщающим наличие вакантных мест в данном населённом пункте, в районе, в области, республике. Предельно дешевле будет. Так или иначе, а ответы на многочисленные обращения Юрия Ивановича им получены, а работа – нет. И вся занятость в исполнении службы занятости свелась в данном случае к занятости собственных чиновников.
Или возьмём цитату из ответа Администрации Президента на жалобу гражданина «Х»: «…Ваше обращение направлено для рассмотрения в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь», где оно «подлежит рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией» (из письма Администрации инвалиду от 1.07.2019 года № 15/6-962).
Как ответило Министерство на обращение инвалида по заданию Администрации, см. выше. А здесь добавим: в этом же письме Министерство подтверждает, что к его компетенции, заметим, «относится рассмотрение обращений граждан по вопросам содействия занятости граждан», но не само обеспечение занятости. А кто обеспечивает?
Вот и получается, что никто: одни из чиновников сообщают вакансии, другие направляют граждан на эти рабочие места, которые уже заняты или будут заняты помимо службы занятости, третьи компетентны только «рассматривать обращения», четвёртые – принимать законы в области трудовых отношений, какие не гарантируют занятость, пятые — контролировать выполнение Конституции и другого законодательства, в том числе о труде, шестые – требуют их выполнения. И все получают не заработанную заработную плату. Не заработанную, так как инвалид-то при столь щедром и активном содействии занятости самой занятости по-прежнему лишён. И кому нужен самый что ни на есть масштабный труд, в том числе чиновников, если он безрезультатный?
Явно не хватает седьмой няньки, чтобы спасти ситуацию. А как же – есть и она. Вот что содержится в названном трёхлистовом обстоятельном ответе инвалиду Министерства труда и социальной защиты: «… Ответ на Ваше обращение может быть обжалован в судебном порядке». Но способна ли и эта, судебная нянька довести дело до искомого конца – трудоустройства инвалида? Никак нет. В чей адрес может суд вынести решение или даже частное определение, если компетенция и его, и всех других нянек – ходить вокруг да около своего дитя — трудоустройства, а самого трудоустройства не осуществлять?
В данном случае пока видна яркая видимость заботы о занятости при фактическом отсутствии таковой. И опровергнуть это можно только фактом трудоустройства Новикова Ю.И., который на собственном опыте знает, что провозглашённое право в рыночном государстве – это одно, а его осуществление – совсем другое, порой – прямо противоположное. Потенциальному работнику можно иметь самые выдающиеся знания, опыт, желание трудиться, а не тунеядствовать, и другие достоинства, но их нужно суметь ещё и продать. И куда тут пролезть конкурирующему инвалиду с его ограниченными возможностями и полным отсутствием таковых у чиновников! «Товар» явно неконкурентоспособен. Ведь ясно сказано Министерством: работодатель в любом случае вправе выбирать работника.
Общественная производительность труда? Да с чем её едят? О ней забыли даже учёные экономисты-рыночники, первоначально предав её анафеме как якобы социалистический рудимент вместе со всей плановой экономикой, отличающейся, в частности, тем, что была обеспечена занятость вовсе без дорогостоящего содействия ей. Куда уж там чиновникам.
Подскажите, читатель, что делать инвалиду Новикову Ю.И. в такой ситуации.
============= ================= ===========
Учредитель электронной газеты «Верность» и приложения к ней «Негатив» – Республиканское общественное объединение «За Союз и коммунистическую партию Союза» (РОО СКПС).
РОО СКПС зарегистрировано Министерством юстиции Республики Беларусь (свидетельство № 02087). Почтовый адрес РОО СКПС и редакции газеты «Верность» с приложением «Негатив»: 220123, Минск-123, абонементный ящик 55, РОО СКПС.
Редколлегия – Секретариат РОО СКПС. Главный редактор «Верности» и приложения «Негатив» – Секретарь-координатор РОО СКПС Леонид Ефимович Школьников.
Телефакс + 375 17 247-05-52, моб. телефон (МТС) + 375 29 57-57-291.
E mail: skps-s-kps@yandex.by. Электронная газета «Верность» и приложение «Негатив» размещаются на сайте РОО и МОО СКПС <s-kps.by>, а также в сообществе <https:/vk.com/roo_skps> . Данный номер «Негатива» издан по решению Секретариата РОО СКПС от 24.07.2019 года и подписан к печати 18.08.2019 года.