ОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Местное и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

Цена разрыва Польши с Россией…

ВЗГЛЯД

деловая газета

27 августа 2024, 21:10

Польскую промышленность губит нехватка энергии

Польскую промышленность губит нехватка энергии
@ Chen Xu/Xinhua/Global Look Press

Tекст: Станислав Лещенко

Цены на электроэнергию в Польше стали настолько высоки, что сделали прежде процветающий бизнес убыточным. Стране грозит деиндустриализация из-за нехватки газа и жестких экологических нормативов ЕС. Поляки критично ухудшили свое положение тогда, когда пошли на конфликт с Россией и спровоцировали энергетический кризис.

По итогам семи месяцев года средняя оптовая цена на электричество в Польше составила в среднем 90 евро за МВт/ч. Более высокие цены в ЕС наблюдались только в Ирландии (98,68 евро) и Италии (95-98 евро).

На противоположном полюсе ставки в Норвегии и Швеции – от 32 до 39 евро. Скандинавов выручает развитая гидроэнергетика (там много подходящих для нее водоемов) и наличие собственных АЭС. Относительно недорого и во Франции – ядерной державе, где в июле можно было купить один мегаватт-час в среднем за 47 евро.

Поляки тоже мечтают о собственной атомной энергетике, но в ближайшие годы ее у них не будет.

Дорог свет в конце туннеля

В июле оптовые цены на электроэнергию составили уже 109 евро за МВт/ч. Правда, это дешевле, чем в 2022 году, когда пришлось платить в среднем 166 евро, что вдвое больше, чем в 2021-м.

Но и такая стоимость является для польского бизнеса губительной. «Польша имеет один из самых высоких оптовых тарифов на электроэнергию в ЕС, что в основном связано с нашей зависимостью от угля», – отмечает эксперт по энергетике Роберт Томашевский.

Результатом является то, что все больше иностранных компаний закрывают производство в Польше и переезжают в места, где из-за цен на электроэнергию это производство будет рентабельнее.

Сведения о массовых увольнениях поляков с зарубежных предприятий появляются с весны 2024 года.

Данные польского Государственного агентства статистики свидетельствуют о суммарном увольнении более 16 тысяч сотрудников с 175 предприятий.

Так, в начале августа европейский логистический гигант PKP Cargo объявил о грядущем увольнении 4 тысяч сотрудников своего польского филиала. Между тем, польское отделение кампании является крупнейшим железнодорожным грузовым перевозчиком в стране и вторым по величине в ЕС.

Американский производитель одежды и обуви Levi Strauss предупредил о ликвидации своего завода в Плоцке, проработавшего более тридцати лет, и увольнении 800 человек. Французская компания Michelin ликвидирует производство шин для грузовых автомобилей в Ольштыне. Швейцарский концерн ABB объявил о закрытии завода по производству двигателей низкого напряжения в Александруве-Лудзки и увольнении 400 рабочих. Этот же концерн сообщил об увольнении 600 рабочих с завода в Клодзко.

Нидерландская транснациональная корпорация по производству автомобилей Stellantis закрывает производство двигателей в Бельско-Бяла (500 уволенных. Шведский автогигант Volvo Buses закрывает производство во Вроцлаве (400 уволенных). Американская компания Lear Corporation, производящая автомобильные сиденья и автомобильные электрические системы, ликвидирует предприятие в Пикутково (960 уволенных).

Большинство указанных компаний переносит производство либо в другие страны Восточной Европы, либо в государства Северной Африки и Азии.

Они оправдываются, что вынуждены так поступить из-за прогнозируемого роста цен на электроэнергию, газ и тепло.

«Проблемы польской промышленности нарастают. Польские предприниматели конкурируют с иностранными компаниями, которые имеют доступ к гораздо более дешевой энергии», – пишет журналистка портала money.pl Агнешка Зелинска. Она поговорила с главой польской Палаты промышленной энергетики и потребителей энергии Хенриком Калишем и тот пожаловался, что у страны «все меньше времени, чтобы изменить эту ситуацию».

В июле Форум потребителей электроэнергии и газа (FOEEiG), объединяющий крупнейших в Польше промышленных потребителей энергии, направил письмо премьер-министру Дональду Туску. В нем указаны риски, связанные с высокими ценами на электроэнергию. «Это письмо было своего рода выражением отчаяния. Мы хотели встревожить премьер-министра ситуацией в промышленности, которая становится все более серьезной и проецируется на экономику в целом, погружающуюся в рецессию», – подчеркивает Калиш.

Дальше будет хуже

Одна из бед польской энергетики в том, что она неэкологична. Например, в июне, чтобы произвести 1 МВтч, в Польше пришлось выбросить в атмосферу 810 кг углекислого газа. Между тем, в период с 2026 по 2034 годы ЕС будет постепенно прекращать выдачу бесплатных разрешений на выбросы CO2. Заместитель министра климата Кшиштоф Болеста напоминает, что с отказом от бесплатных разрешений купить их польские промышленники тоже не смогут. Энергетический сектор понесет из-за этого большие убытки.

Недавно стало известно, что теплоэлектростанции госкомпании Польская энергетическая группа (PGE) планируют до 2030 года отказаться от использования угля. Об этом заявил ее глава Дариуаш Мажец, пояснив, что тепловую энергию для домашних хозяйств можно производить из современных электродных котлов, использующих энергию от ветряков и солнечных установок (знаменитый «зеленый переход», который ни в одной из стран ЕС пока по-настоящему не оправдался).

Однако по состоянию на 2022 год углем свои дома отапливали 46% поляков. И речь только о домохозяйствах. Отраслевые данные свидетельствуют, что с помощью угля в Польше создаётся 72% электричества. При этом год от года добыча сырья падает, поскольку инвестиций в эту «незеленую» отрасль не приходит и модернизации предприятий не предвидится.

Оставьте комментарий