Поделиться "НЕГАТИВ № 2 (17) — 2018. Конституция в Республике Беларусь, без сомнения, есть. А конституционность?"
НЕГАТИВ
№ 2
Полусатирическое приложение к электронной газете РОО СКПС «ВЕРНОСТЬ».
=============================== ====================================
КОНСТИТУЦИЯ ЕСТЬ, А КОНСТИТУЦИОННОСТЬ?
Оттолкнёмся от аксиомы: любая Конституция, вне зависимости от того, нравится она кому-либо или нет, хороша уже тем, что при следовании ей исключена анархия, люди имеют возможность жить и работать по неким правилам, равно обязательным для всех, будучи спокойными, что при их соблюдении они не столкнутся с проблемами.
Такая Конституция имеется, естественно, и в Республике Беларусь. Нам она не нравится (нравится Конституция БССР), но мы законопослушны ради стабильности в обществе, добиваясь конституционных изменений конституционным путём.
Однако, к сожалению, при наличии Конституции в Республике далеко не все, не всегда и не во всём следуют ей. И если неконституционное поведение исходит от гражданина, то есть полная возможность у властей привлечь его к порядку. А если неконституционное поведение исходит от власть имущих? Кто их приведёт к порядку?
Вот и получается, что Конституция есть, а надёжной конституционности нет. Посмотрим, как это проявляется на уровне конкретного гражданина, ради которого, собственно, и создаётся Конституция.
Примеров неконституционного подхода государственных органов и должностных лиц к гражданам у нас, к сожалению, множество. И для примера возьмём последний весьма характерный случай.
В РОО СКПС обратился с письмом гражданин Новиков Юрий Иванович из Бобруйска. Попросил сделать публикацию, так как иным путём добиться правды в целом ряде вопросов он не смог. Это мы и делаем, предупреждая, что этот гражданин – инвалид 3 группы по опорно-двигательному аппарату.
1.Однажды Юрий Иванович пересёк дорогу на велосипеде по пешеходному переходу, никого не задев и не напугав. Но был остановлен работником ГАИ, который составил протокол о правонарушении со всеми вытекающими последствиями – штраф 23 рубля (немалые деньги для неработающего пенсионера-инвалида).
Естественно, Юрий Иванович обжаловал действия инспектора ГАИ, так как не нашёл в Правилах дорожного движения, действовавших на то время (2017 год), запрета на пересечение улицы на велосипеде, в том числе по пешеходному переходу. Если такой запрет всё же есть, то инспектору и должностным лицам следовало сообщить это гражданину, так как он, по Конституции, имеет право на информацию, а заодно подумать, стоит ли наказывать рублём малообеспеченного инвалида, если он нарушил неизвестные ему правила без антиобщественных последствий и не намерен не выполнять их впредь.
Однако вместо этого была запущена бюрократическая вертушка. Куда бы ни обратился инвалид, ему следовал отказ, хотя с актом правонарушения он так и не был своевременно ознакомлен, итоговых документов рассмотрения его дела месяцами не получал, на административную комиссию, как и первоначально в суд, его не приглашали, хотя обещали пригласить и утверждают, что приглашали, подданные им документы «теряли» и т,д. (такие фокусы мы знаем по множеству других дел: например, в книге почтовых отправлений делают запись о высылке приглашений, а фактически не высылают, ссылаются потом на недостатки в работе почты, хотя она в подобных случаях совсем не при чём, или высылают с нарочито искажённым адресом, чтобы не мог прибыть вовремя, заявляют, что письменное заявление не было подано, что документы, вложенные жалобщиком в конверт, в нём при получении отсутствовали и т.д.)
А отвечать на обращения инвалида пришлось работникам 8 государственных органов, вплоть до Генеральной прокуратуры. Все они дали законообразные отписки. И все должностные лица получают заработную плату, причём не малую, не идущую в сравнение с пенсией инвалида. Вот вам и конституционность с правом гражданина на обращения в государственные органы. Обращаться можешь, а толку-то…
2.Юрий Иванович, хотя и инвалид, имеет право и хочет трудиться на должностях, какие не противоречат его здоровью. Соответствующие должности ему определены. И вот он попросил чиновников из органа занятости направить его на одну из них — свободную должность вахтёра. Результат – отказ, мол, нет оповещения о вакансии (один из бюрократических фокусов: вакансия-то в натуре имеется, а оповещения на бумаге нет, следовательно… нет вакансии!). На должность техника-технолога в соответствии со своей квалификацией – отказ, мол, нет опыта работы (а как без работы получить опыт работы, ему разъяснить не смогли). На должность организатора похорон – отказ, мол, нет педагогического образования (зачем покойнику или провожающим его в последний путь похоронщик с педагогическим образованием, тоже не разъяснили).
И опять вынужденные обращения инвалида аж в 8 инстанций, включая Администрацию Президента Республики Беларусь. И все они дали такие же законообразные отписки, и все соответствующие должностные лица тоже получают зарплату, столь же немалую. Вот вам и конституционность с её правом на труд. В итоге желающий работать не работает уже 14 лет, и никого это не колышит.
А ведь подобный бюрократизм вреден не только отдельным людям, но и обществу в целом: общественная производительность труда, от уровня которой зависит благосостояние каждого, прямо определяется задействованием всего трудового потенциала общества, в том числе инвалидов.
3.Юрий Иванович пришёл в регистратуру поликлиники № 1 и попросил талон на приём к специалисту. Ему ответили, что остались талоны только на платную медпомощь, а после жалобы в Министерство здравоохранения ответили, что «показания для срочной консультации» в данном случае отсутствовали (как регистратор, не осмотрев пациента, не обладая экстрасенсорными способностями или достаточной врачебной квалификацией мог это определить – загадка).
Но заметим: талоны есть, как и право по Конституции на получение бесплатной медицинской помощи, а талон не дали. И по данному поводу стараниями инвалида тоже оказались задействованными целый ряд инстанций, в том числе высоких, и с тем же результатом. А ведь их должностные лица тоже регулярно получают зарплату. Вот Вам и конституционность, предусматривающая возможность оказания бесплатной медицинской помощи.
И, заметим, в каждом ответе инвалиду, а их по весу вместе с обращениями Юрия Ивановича в совокупности оказалось чуть ли не полкилограмма (представляете, сколько бумаги в республике идёт в никуда, если учесть отписки всем вынужденным жалобщикам!), содержится весьма вежливое начало — «Уважаемый Юрий Иванович!», и непременное указание, куда можно обжаловать данный ответ.
И Юрий Иванович активно обжалует. И всё бестолку. Вот такая она конституционность в республике, если проследить её на главном уровне — в отношении конкретного гражданина, которому она должна служить.
Правда, данному явлению есть и оправдание. Ведь в самой Конституции указано, что мы лишь «стремимся утвердить права и свободы каждого гражданина», но пока, получается, не утвердили, и лишь «желаем обеспечить устои правового государства», но пока не удовлетворили это своё желание. Но где конец таким стремлению и желанию?
В общем, пора менять Конституцию и, в частности, прямо указать в ней, что в Белоруссии правовое государство, а также предусмотреть и обязательные конкретные действенные меры для обеспечения надёжной конституционности. А то даже Президент, который подаётся его противниками как диктатор, оказывается, не имеет достаточного механизма обеспечения конституционных прав гражданина, что он обязан делать по Конституции. Вот тебе и диктатор!
Эти права узурпировала судебная власть, о которой в Конституции сказано, что она «принадлежит суду», а не народу. Вот и творит бесконтрольная судебная власть, что ей вздумается, в том числе относительно обеспечения конституционности. А за судебной властью – и вся остальная. И это устраивает все ветви власти.
Но не устраивает гражданина Новикова Ю.И. Ведь Конституция была и есть, а работы как не было, так и нет. Конституция была и есть, а бесплатная медицинская помощь не оказана. Конституция была и есть, а право на обращение лишь формально. А он, как и все мы, по Конституции «является высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь»).
И очень досадно, что Конституция Республики Беларусь грешит той же слабостью, что и любая другая буржуазная Конституция: она на словах есть, а на деле то и дело берёт выходные. И их, похоже, больше, чем будней.
А.Левшонок
==================================== ================================================
Учредитель электронной газеты «Верность» и приложения к ней «Негатив» – Республиканское общественное объединение «За Союз и коммунистическую партию Союза» (РОО СКПС).
РОО СКПС зарегистрировано Министерством юстиции Республики Беларусь (свидетельство № 02087). Почтовый адрес РОО СКПС и редакции газеты «Верность» с приложением «Негатив»: 220123, Минск-123, абонементный ящик 55, РОО СКПС.
Редколлегия – Секретариат РОО СКПС. Главный редактор «Верности» и приложения «Негатив» – Секретарь-координатор РОО СКПС Леонид Ефимович Школьников.
Телефакс + 375 17 247-05-52, моб. телефон (МТС) + 375 29 57-57-291.
E mail: skps-s—kps@yandex.by. «Верность» и приложение «Негатив» размещаются на сайте РОО и МОО СКПС <s-kps.by> , а также в сообществе <https:/vk.com/roo_skps
Данный номер «Негатива» подписан к печати 06.10.2018 года.
Поделиться "НЕГАТИВ № 2 (17) — 2018. Конституция в Республике Беларусь, без сомнения, есть. А конституционность?"