Поделиться "Он спас СССР от нападения Японии и Афганистана во время войны с нацистами."
Дзён
Как работал разведчик, которого называли «покорителем Востока»
Как только Германия напала на Советский Союз, на южных и восточных рубежах страны зашевелились старые враги, которые активно начали размышлять – в какой момент им будет удобно отобрать часть советской территории? Все силы советской разведки были брошены на то, чтобы «погасить» эти намерения любым возможным способом. Одним из тех, кто рисковал своей головой для этих целей был Михаил Аллахвердов – разведчик, стоящий у истоков формирования Восточного отдела ОГПУ.
Михаил родился в Нагорном Карабахе в семье армянского торговца лесом, в 1900 году. Потом семья переехала в Узбекистан. С детства кроме родного армянского Михаил знал русский, узбекский и персидский языки.
После революции Аллахвердов принял сторону большевиков. Летом 1921 года в составе особой экспедиции двинулись в сторону таджикского Хорога, громя по дороге банды басмачей в ущельях и на перевалах.
На границе с Афганистаном, откуда ранее свободно приходили хорошо вооружённые банды, была поставлена сеть застав. За два года Михаил Андреевич сумел создать агентурную сеть в среде басмачества. В Афганистане он впервые столкнулся с господством в этой стране разведки Великобритании. В приграничных районах после революции осело почти миллион сбежавших туркменов, казахов и других богатых жителей из Средней Азии. Именно их англичане постоянно «подзуживали» для организации банд и нападения на СССР.
В 22 года Аллахвердов в центральном аппарате ОГПУ в Москве возглавил направление по Таджикистану и Афганистану. Работал и одновременно закончил военную академию. Здесь выучил ещё три языка: английский, французский и турецкий.
С 1925 года возглавлял резидентуру в Персии (как назывался Иран до 1935 года) и заложил основу мощной агентурной сети. В 1930 году Михаила Андреевича снова отзовут в центральный аппарат. С приходом к власти в Германии нацистов его перебросили организовывать сети агентов во Франции, Швейцарии и Австрии. Но в 1934 году снова отправили в Афганистан, где начала назревать новая угроза советским границам.
Иностранные разведки толкали эмигрантов из Российской империи напасть на СССР. Активизировались даже японские спецслужбы. В их верхах родился удачный план – организовать массированный удар басмачей из Афганистана. Чтобы отразить его, «советы» вынуждены будут перебросить армию с Дальнего Востока. В это время японцы смогут напасть и забрать эти территории. Они пытались внушить басмачам, что те обязаны освободить истинных мусульман, которых «угнетают» в Советском Союзе. Дело двигалось к организации похода. Об этом стало известно Аллахвердову. В это время он работал высокопоставленным сотрудником в советском посольстве.
Михаил Андреевич сумел найти верные слова, чтобы убедить молодого короля Афганистана Захир-шаха, что, если так будет продолжаться – Советский Союз вынужден будет ввести войска в Афганистан. Глава государства не собирался ввязываться в войны, поэтому отправил на север страны правительственные войска, чтобы не допустить создания полноценного басмаческого войска.
С другой стороны, Аллахвердов через информаторов внедрил в банды дезинформацию о том, что на границе тайно стоит несколько дивизий Красной армии. Также агенты начали разжигать соперничество между лидерами бандгруппировок. Каждый хотел стать главным над крупным войском. Всё вместе снова заглушило идею похода.
Но тут начала вмешиваться Германия. Аллахвердов сумел добыть неопровержимые доказательства её попыток организовать басмачей. В середине 30-х гг. Гитлер ещё не был готов ссориться с СССР и после официальной ноты протеста активного посланника отозвали в Германию. Идея похода снова затухла.
С 1936 по 1938 гг. Аллахвердов работал в Турции. Он был таким профессионалом, что его не затронули даже «ежовские» репрессии и чистки в НКВД. В 1941 году на него замкнули все сети разведки в Афганистане. Положение было сложным. В Кабуле были уверены, что СССР скоро падёт. К этому времени басмачи и афганские племена готовы были выставить порядка миллиона бойцов для нападения на советскую территорию. Требовалось срочно менять ситуацию.
К счастью, многие влиятельные люди, которые знали Аллахвердова, по-прежнему были на своих постах. Уже после первой «дружеской» встречи с ним премьер-министр высказался о том, что афганцы готовы участвовать в походе, но только после захвата немцами Москвы и Ленинграда. Благодаря заключению соглашения между Москвой и Лондоном о совместных действиях против Германии, в Афганистане разведка Великобритании стала работать совместно с русскими. Идея нападения на СССР снова заглохла.
К концу 1941 года советская резидентура получила информацию о том, что немцы и японцы готовят переворот в Афганистане. Они планировали сместить сторонника нейтралитета Захир-шаха, а поставить того, кто будет лоялен к Германии и её союзникам.
Удалось добыть доказательства и представить их королю. После чего у немецкой и японской разведок возникли в Афганистане огромные трудности. Идея «освободительного похода» басмачей окончательно умерла, не удалось создать и плацдарма, с которого можно было бы отправлять в СССР диверсионные группы. За год до Победы Аллахвердов возглавил информационное управление Внешней разведки.
В 1945 году он уже отправляется в Швейцарию с особым заданием, которое до сих пор не рассекречено. С 1947 года Аллахвердов – зам. начальника Высшей разведывательной школы по научной работе. Одновременно занимается преподаванием. Курсанты называли его «покорителем Востока» и набирались бесценного опыта.
В 1955 году генерал Аллахвердов вышел в отставку и до конца жизни прожил в Москве.
Родина оценила его заслуги. Почётному Чекисту вручены ордена: Ленина (2), Красного знамени (2), Отечественной войны I степени и «Знак почёта». Во многом благодаря его усилиям замыслы японцев и афганцев остались неосуществлёнными, и все усилия Советский Союз смог сосредоточить на восточном фронте.
Поделиться "Он спас СССР от нападения Японии и Афганистана во время войны с нацистами."