Эпизод №2. Итальянцы и плацдармы на Дону
Во время летнего продвижения немцев к Сталинграду мы героически держались пехотой и иногда контратаковали танками. У Серафимовича атаку отбивали итальянские войска. Атаку отбили, но позволили русским закрепиться на правом берегу Дона.
По-хорошему, плацдарм надо было ликвидировать. Паулюс выделил в помощь итальянцам 305-ю дивизию, но те под разными предлогами несколько раз переносили наступление. В итоге немцы плюнули, дивизия ушла в Сталинград, а плацдарм остался.
Потом итальянцев на этом участке сменили румыны. И конечно не обрадовались. Во-первых, на дивизию вышло по 20 км фронта, что многовато. Во-вторых, вместо опоры на крутой берег реки приходится держать оборону в открытой степи.
Ещё и русские всё время беспокоят — подло напали и создали себе ещё один плацдарм, в районе Клетской.
В ноябре с этих двух плацдармов и началось наступление северных клешней «Урана».
Была ли польза от итальянцев? Конечно была. Когда их передвинули на участок западнее, они выполняли важную функцию — разделяли румын и венгров, чтобы те не передрались.
Эпизод №3. Туман войны
Точнее, туман в прямом смысле. Погода стояла нелётная. Сталин прямо указывал — без поддержки авиации не начинать.
Можно было отложить операцию, но Василевский взял ответственность на себя.
19 ноября началось наступление с плацдармов на Дону.
А днём позже — из степей южнее Сталинграда. Там тоже оборонялись румыны.
Если бы мы не начали вовремя — всё могло бы быть хуже. Немцы были не дураки и чуяли неладное. На поддержку румын уже выдвигались немецкие части. Паулюс бы выделил больше, но мешали сопротивляющиеся гвардейцы в самом городе.
А из Франции ехала свежая 6-я танковая дивизия, также на подпорку румын.
Задержка наступления могла привести к ужасным последствиям.
В итоге мы начали без авиации, но оно и к лучшему. Немцы не смогли заметить сосредоточение танков и осознать угрозу.
А ещё пикировщики не смогли бомбить танковые и механизированные колонны в открытой степи, можно было спокойно заправляться и продолжать двигаться вперёд.
Эпизод №4. Учебная часть на трофейных Т-34
Наступали быстро. На захват моста через Дон у Калача выдвинулась группа подполковника Филиппова из 5 танков и двух рот мотострелков. Ехали в сумерках с зажжёнными фарами — решили взять нахрапом.
А охрана моста подумала, что это свои. В тылу у немцев была учебная часть на трофейных Т-34, которая часто тут ездила.
Бывают такие совпадения?
Немцы не успели взорвать мост. Путь для северной клешни был открыт, можно было перевозить силы на восточный берег Дона и замыкать окружение.
Эпизод №5. Мыши-диверсанты
Прорывать фронт и устремляться в глубину — это хорошо, пока противник не подтянет резервы и не запечатает прорыв. И подвижные резервы у немцев были.
Во-первых, была румынская танковая дивизия. По штатам — копия немецкой, но проблема с матчастью. Вооружена была танками LT vz.35 с пушкой 37 мм. На досуге румыны потренировались стрелять по корпусам подбитых Т-34 и остались огорчены результатом. И реальная эффективность дивизии против наступающих советских войск оказалось низкой.
Во-вторых, ещё до начала «Урана» поближе к плацдармам начала выдвигаться немецкая 22-я танковая дивизия. Но во время марша вышли из строя все танки Pz38(t).
Оказалось, пока танки стояли в резерве, их укрывали соломой, в которой тусили мыши. Мыши погрызли проводку (почему-то только у чешских танков, немецкие не тронули). А вовремя это не заметили, потому что экономили горючее и старались лишний раз не заводить танки.
73 танка из 104 имеющихся так и не доехали до позиций.
В результате для контрудара сил немцам не хватило. Время было упущено, кольцо замкнулось. Румынская 3-я армия оказалась разгромлена в первые дни.
Была ли польза от румын? Конечно была. В окружение с немцами попала 1-я кавалерийская дивизия. Всех лошадей дивизии немцы с удовольствием съели.
Автор — Юрий Деточкин