ОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Местное и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

Еще раз о «Молодой гвардии».

Дзен.

Кто был истинным предателем.

21 ноября 2022 года в Краснодоне установлен бюст члена штаба «Молодой гвардии», Героя России Виктора Третьякевича.

Долгое время после войны роль Виктора Третьякова в разгроме организации считалась неблаговидной. Только в 1960 году он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Фадеев и его роман.

Как правило, в этой несправедливости обвиняют Александра Фадеева и его роман «Молодая Гвардия». Правильно ли это?

О молодежной подпольной организации Краснодона впервые стало известно в феврале 1943 года. Когда город был освобожден от гитлеровцев, начала работать комиссия по установлению и расследованию преступлений захватчиков и их сообщников. Комиссия устанавливала места захоронений жертв, искала свидетелей. Расследование велось по свежим следам. Местные жители рассказали о массовой казни в молодых ребят.

В Краснодон направили специальную государственную комиссию ЦК ВЛКСМ для сбора материалов о возникновении и деятельности молодых подпольщиков. Впоследствии для исследования деятельности «Молодой гвардии» не раз создавались специальные комиссии, на различных уровнях всесторонне исследовавшие деятельность как самой «Молодой гвардии», так и всего краснодонского подполья.

18 апреля того же года во фронтовой газете «Сын отечества», а вслед за этим газетах «Социалистическая родина» и «Ворошиловградская правда» журналисты впервые рассказали о молодогвардейцах. Владимир Лясковский и Михаил Котов стали первым, кто написал книгу о подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» и ее руководителе Олеге Кошевом «Сердца смелых» (1944 год).

В том же 1943 году в Краснодон приезжал от ЦК комсомола Александр Фадеев, в газете «Правда» вышла его статья «Бессмертие». А в 1946 году он написал роман «Молодая гвардия».

Ребята в его романе отличаются от схематичных образов, показанных в книге «Сердца смелых»:

«Друзья склонились над книгой. Это была «История партии…»

У Фадеева они живые, каждый со своими неповторимыми черточками. Отступающие красноармейцы говорят об Ульяне Громовой: «храни господь ее красоту», Иван Земнухов пишет стихи, а Олег Кошевой, в костюме и при галстуке, останавливает несущихся на полном ходу лошадей.

«Потом он поднял на Улю совершенно мокрое от пота скуластое лицо мальчика с большими глазами в длинных темных золотистых ресницах и широко, простодушно и весело улыбнулся…»

Сейчас либеральная публика распинает Фадеева за его роман, а ведь его героев любили несколько поколений советских подростков. Такими, как смог показать их именно Фадеев.

Спецсообщение и его роль в деле.

31 марта 1943 года на имя Секретаря КП(б)У Хрущева от наркома внутренних дел УССР Сергиенко поступило специальное сообщение » О ПОДПОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» И ЕЕ ГИБЕЛИ».

Это сообщение сыграло роковую роль в посмертной судьбе Виктора Третьякевича. Арестованный пособник нацистов, следователь районной полиции М.Е. Кулешов не только продемонстрировал хорошее знание деятельности организации, но и указал на троих молодых людей, как на предателей.

Первым он назвал Геннадия Почепцова, по доносу которого 24-25 декабря 1942 года были арестованы первые 25 подпольщиков. А затем, по словам Кулешова, фамилии участников организации стал называть комиссар штаба Виктор Третьякевич.

Кроме того, утверждал Кулешов, от Виктора следователи узнали подробности: руководящий центр организации находится в Краснодоне, в состав штаба входят: он, Третьякевич, Земнухов, Тюленев и Сафонов. В поселке Первомайске Краснодонского района существует самостоятельная
организация, руководитель Анатолий Попов. Членом этой организации был и Геннадий Почепцов.

В положении Третьякевича и Почепцова была существенная разница. Виктора содержали и зверски пытали вместе с другими ребятами, Почепцов же под арестом не был, а вызывался в полицию на очные ставки с членами организации.

Третьим предателем, по словам Кулешова, был Анатолий Попов. После очной ставки с Почепцовым он якобы назвал 11 комсомольцев Первомайской организации.

Зачем Кулешов оговорил ребят, которых уже не было в живых? Ведь следы пыток на телах обоих явно противоречили утверждению о сотрудничестве с палачами. Это можно объяснить только особой изощренной садистской жестокостью. Пыток молодогвардейцев при жизни Кулешову показалось мало, он как бы перебросил их на имена уже неживых.

Почему выбрал именно Анатолия и Виктора? Потому что Анатолий был руководителем, и его оговорить было легко — знал многих. А участь Виктора еще очевиднее — он был комиссаром. Как нацистам не разрешалось брать в плен комиссаров, их уничтожали на месте, так же Кулешов уничтожил честное имя молодогвардейского комиссара.

К тому немецкой разведке было известно, что старший брат Виктора, Михаил возглавлял подпольный горком партии и одновременно был комиссаром партизанского отряда. Немцы охотились за Михаилом, рассылали его фотографии во все военные комендатуры, городские и районные отделения гестапо, назначили награду в 20 тыс. марок тому, кто его выдаст или уничтожит…

Все решал Хрущев.

Пока с Кулешовым, Почепцовым и другими пособниками разбирались правоохранительные органы, вопрос о том, каким будет посмертный образ Анатолия и Виктора, решал Хрущев.

Результат известен: Анатолий Попов признан героем, награжден посмертно. Виктору Третьякевичу повезло меньше: марать прямым обвинением его не стали, но и в списки награжденных участников «Молодой гвардии» не внесли.

А в романе Фадеева, во многом основанной фактах из книги «Сердца смелых», появился вымышленный персонаж. Фадеев при создании романа был вынужден не упоминать Третьякевича, но создал собирательный образ предателя Евгения Стаховича. Разумеется, не по своей прихоти.

Что касается истинных предателей и палачей, то у них судьбы были разные. Почепцов во время следствия ничего не отрицал о своей роли в разгроме подполья. 1 августа 1943 года, когда ему было предъявлено обвинительное заключение, заявил:

В предъявленном мне обвинении я виновным себя признаю полностью, а именно в том, что, будучи участником подпольной молодежной организации «Молодая гвардия», добровольно выдал ее участников полиции, назвал руководителей этой организации и сказал о наличии оружия.

Как и других пособников, Геннадия Почепцова судил Военный трибунал войск НКВД. Выездные заседания проходили в Краснодоне с 15 по 18 августа 1943 года. Приговор был приведен в исполнение в сентябре того же года.

Охота на мучителей.

Всего советские правоохранители установили 70 человек, которые принимали участие в допросах, пытках и казнях членов «Молодой гвардии». Это были сотрудники немецкой полевой комендатуры и вспомогательной полиции, составленной из местных пособников.

Большинство из них успели сбежать из Краснодона. Задержали сразу только троих: Кулешова, Почепцова и его отчима, Громова, который работал тайным осведомителем полиции.

После их казни розыск всех причастных к расправе над молодогвардейцами продолжался. В 1945 году, в лагерях для военнопленных, были разысканы немцы, сотрудники жандармерии Краснодона: Отто Шен, Отто Дрецитц, Гидо Штрупперт, Вальтер Айхгорн, Эрих Шредер, Якоб Шульц и другие. 18 ноября 1945 года был арестован капитан жандармерии Эрнст-Эмиль Ренатус, который считался одним из инициаторов казни.

Суд над немцами проходил в закрытом режиме, все они в конце 1947 года получили различные сроки лишения свободы — от 15 до 25 лет.

В октябре 1955 года после визита канцлера ФРГ К. Аденауэра Хрущев досрочно выпустил всех немецких военнопленных, осужденных за военные преступления, и из СССР были репатриированы более 14 тысяч немцев. Эрнста-Эмиля Ренатуса среди них не было. Возмездие нагнало его в 1950-м, он умер в тюрьме на Южном Урале.

Подтынный.

Сотрудник полиции Василий Подтынный, бывший офицер Советской Армии, в августе 1941-го попал в плен на территории Киевской области, откуда бежал. Летом 1942 года появился в Краснодоне и добровольно поступил на службу в немецкую полицию. Дослужился до начальника участковой полиции и коменданта поселка Первомайка. В конце декабря 1942 года он возглавил разгром молодежного подполья, руководил арестами, он же и пытал ребят.

Бежал с немцами, но продолжал участвовать в акциях против мирного населения. По мере освобождения Украины пересмотрел свои взгляды на войну. Оказавшись в освобожденной Одесской области, Подтынный подделал документы, изменив отчество, и был призван в Красную армию.

С июня 1944 года по август 1946 года лейтенант Подтынный находился в действующих частях Советской Армии, неоднократно награждался орденами и медалями, имел ранение.

Демобилизовавшись, Подтынный осел в Сталинской области, поступил на работу в совхоз, обзавелся семьей, детьми, вступил в партию, стал председателем сельсовета. И только в 1959 году его случайно опознал житель Краснодонского района, приехавший в совхоз для закупки племенного скота.

Чекисты установили — действительно, ветеран войны и полицай из Краснодона — одно и то же лицо. Подтынного арестовали, судили и приговорили к 15 годом лишения свободы. Ведь это было время хрущевской оттепели!

Однако обвинение добилось изменения приговора, поскольку «вина Подтынного в совершенных им преступлениях доказана, но избранная ему мера наказания мягкая. Суд не учел тех обстоятельств, что осужденный, будучи офицером Советской Армии, изменил Родине и добровольно поступил в карательные органы немецких оккупантов».

Новый процесс состоялся в феврале 1960 года. На сей раз Подтынный был приговорен к расстрелу.

Мельников.

Карателя Мельникова нашли в год 20-летия Победы. Свидетели показали, что он был одним из самых жестоких мучителей молодогвардейцев. Сотрудник вспомогательной полиции до войны работал на шахте, к немцам поступил добровольно и работал усердно. Сначала Мельников участвовал в обысках и арестах подпольщиков, а затем был назначен тюремным надзирателем.

Пытал как настоящий садист, а также лично участвовал в казни молодогвардейцев. Перед освобождением Краснодона Мельников сбежал вместе с гитлеровцами, а поступил на службу в вермахт. Осенью 1944 года на территории Молдавии Мельников оказался в руках представителей Красной армии. Но ему удалось скрыть свою службу во вспомогательной полиции и участие в пытках и казнях. Мельников был призван на службу в армию и зачислен в 596-й стрелковый полк пулеметчиком. Гитлеровский пособник был ранен, награжден медаль «За отвагу» и после Победы вернулся героем. По понятным причинам, в Краснодон он не вернулся, а поселился в Одесской области, устроившись на работу в колхоз.

Чекисты искали Мельникова два десятка лет. Он был арестован 14 мая 1965 года. Открытый судебный процесс над Иваном Мельниковым, состоявшийся в декабре 1965 года, стал последним крупным разбирательством по делу «Молодой гвардии». Процесс закончился смертным приговором, все апелляции были отклонены.

Соликовский.

Не всех карателей достало советское правосудие. Начальник вспомогательной полиции Краснодона Василий Соликовский, бывший петлюровец, во время оккупации перешел на сторону нацистов и был назначен главой полиции в  Краснодоне. Такое высокое доверие он заслужил через сотни человеческих жизней…

Соликовский принимал участие в пытках и руководил казнью молодогвардейцев. А потом его разыскивали — вплоть до 1970-х годов. Было установлено, что через Польшу и Австрию он добрался до Северной Италии, где служил в корпусе генерала Доманова. После окончания войны уехал в Австрию, сменил фамилию и осел на некоторое время в американской зоне оккупации.

До 1967 года бывший начальник полиции Краснодона жил в ФРГ, затем уехал в США, а последним место его проживания стал бразильский город Порту-Алегри, где он и умер в 1970-х годах.

Послесловие.

В начале 1990 годов, когда началась массовая реабилитация «жертв сталинского режима», нашлись люди, которые пытались причислить к жертвам Почепцова и Громова. Однако Луганский областной суд, рассмотрев материалы прокуратуры, признал приговор Ворошиловградского трибунала от 18 августа 1943 года законным и справедливым.

Оставьте комментарий