РОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Республиканское и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

Совершенствовать систему поступления в ВУЗы?

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко на встрече с Министром образования И.Карпенко  поставил задачу усовершенствовать порядок  поступления в ВУЗы и  ССУзы, высказав сомнения в целесообразности сохранения нынешнего порядка формирования студенческого корпуса.

Студенты, преподаватели да и вся заинтересованная общественность давно ожидали такой реакции Президента, в частности, на т.н. централизованное тестирование. Введённое в своё время под благовидным предлогом борьбы с коррупцией, оно на деле оказалось одним из эффективных методов снижения качества подготовки специалистов.

Без сомнения, существенно сузив возможность коррупции при приеме,  тестирование вступило в противоречие с принципами и достижениями самой передовой, советской педагогической школы, а также с принципом «студент выбирает профессора — профессор выбирает студента».

Для воплощения этого принципа нужны определённые организационные условия. Абитуриент и профессор главной профессиообразующей дисциплины должны получить возможность личной встречи на  вступительном экзамене. Если профильных дисциплин несколько, то все профессора, кому в педагогическую нагрузку планируются студенты данного года приёма, должны включаться в приёмную комиссию.

В советские годы этот принцип, к сожалению,   тоже не учитывался и нарушался в массовом порядке, поскольку в приёмную комиссию чаще всего назначались  преподаватели, в нагрузку которых работа со студентами данного приёма не включалась.

Для качественного набора, от которого напрямую зависит качество подготовки специалистов, одного контакта будущего студента  с профессором тоже недостаточно. В этой связи обращают на себя внимание опыт проведения  подготовительных курсов. Если на них будут работать именно те профессора, какие получат в нагрузку студентов данного приёма, то к концу годичного подготовительного курса профессор будет достаточно знать, кого он хотел бы иметь своим учеником в плане и знаний, и личных качеств, чтобы успешно сформировать будущего специалиста. Немаловажно и то, что для формирования будущего специалиста добавляется ещё год, а для всех пришедших в подготовительную группу даётся тоже год для уверенной профориентации.

Тогда и множество случайностей на одноразовом устном вступительном экзамене, которые могут отразиться и отражаются на объективности оценки,  не повлияют на качество отбора.

Подготовительные курсы нужны  во всех ВУЗах и ССУЗах по всем профессиям, для чего в учебных планах выпускного курса СШ необходимо предусмотреть резерв времени для учащихся.

Особый вопрос — организация письменного экзамена. Опыт шифрования работ, чтобы  экзаменационная комиссия не знала, чью работу проверяет и оценивает, весьма позитивен, но недостаточен. Чтобы полностью  исключить необъективность результатов приёма и тем более утечки конкретных письменных заданий и коррупции,  был наработан весьма  успешный опыт  такой организации: экзаменационная комиссия собирается на заседание за час до экзамена, коллективно составляет текст письменного задания, который тут же подписывается директором, запечатывается в конверт, с которым комиссия появляется в аудитории для проведения письменного экзамена. Ясно, что утечка экзаменационного материала невозможна, что , как правило, происходило, в том числе от авторов материала и из сейфов директоров, где хранились запечатанные конверты  с материалами, составленными согласно инструкции за месяц до вступительного экзамена.

Но для эффекта изложенной выше организации вступительных мероприятий нужно особо подчеркнуть как обязательное не только то условие, чтобы вновь поступивших вели по профильным специальным предметам именно те  профессора, какие принимали вступительные экзамены, но и чтобы именно эти же профессора лично сдавали плоды своего труда Государственной квалификационной комиссии на выпускных экзаменах.  Такая совокупность мер, по понятным причинам,  исключит всякую возможность «порадеть родному человечку» на вступительном экзамене или давшему взятку. Профессор не только морально, но и материально будет заинтересован принять в ВУЗ или в ССУЗ только того,  из которого сможет сформировать высококачественного специалиста.

Всё это было  предложено и даже  успешно и с искомым результатом проэкспериментировано в советский период, и на этом фоне введение  ЦТ являлось регрессом, а не прогрессом.

Что же касается борьбы с коррупцией при приёме в ВУЗы и ССУЗа , то имеются, помимо сказанного,  вообще радикальные предложения, способные покончить  с нею в сегодняшнем виде и масштабе и достойные эксперимента:

1.Вести устные вступительные экзамены при аудитории: абитуриенты, их родители и другие «болельщики» и т.д. Кроме того,  устные опросы должны записываться на видео, чтобы в конфликтных ситуациях их можно было воспроизвести для проверки.

2.Принимать на первый курс всех желающих получить данную профессию в ВУЗе или ССУЗе, выходя на заданный план приёма к концу первого года обучения.

Выбор «своего» профессора может осуществить абитуриент,  подавая  заявление в данный ВУЗ или ССУЗ, если он будет знать, кто его будет учить в случае поступления.

Выбор «своего» студента может осуществить профессор, если будет узаконена и внедрена изложенная здесь  система отбора абитуриентов.

Л.Е.Школьников,

бывший директор Брестского и Молодечненского музыкальных училищ и председатель цикловой комиссии специальных музыкально-теоретических дисциплин Минского музыкального училища им. М.И.Глинки

Оставьте комментарий