А теперь подробней. Получил я доступ туда не с первой попытки — месяцем ранее то же ведомство в официальном ответе убедительно сообщило мне, что такими документами вообще не располагает. И, увы, объем документов, которое ведомство тогда сочло нужным рассекретить, был просто до досадного малым — пара десятков листов в одной-единственной толстой папке (фонд 4, опись 3, дело 575), большая часть содержимого которой была закрыта аккуратно приколотыми с двух сторон белыми листами.

Рассекреченная выборка была довольно хаотической — тут и протоколы допросов, и фотографии старых газет. Кстати говоря, из одной из последних я узнал неизвестную деталь биографии протоиерея Гавриила Костельника, превозносимого у нас исключительно как борца с унией и национализмом — оказывается, летом 1943 года он был одним из участников торжественного греко-католического богослужения в кафедральном соборе Львова, посвященного дивизии Waffen-SS «Галичина».

Но больше всего меня заинтересовал следующий документ, представляющий собой сделанный в 1945 году в НКВД русский перевод письма №291/41, направленного 22 декабря 1941 года главой Конгрегации по делам Восточных церквей (в переводе НКВД названной Конгрегацией «За Восточную Церковь») кардиналом Эженом Тессераном «Его высокочтимому преосвященству монсеньеру Андрею Шептицкому, митрополиту Львовскому, архиепископу Русинскому». Как несложно понять, речь идет о тогдашнем главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ).

Из архивов ФСБ. Как в 1941-м Папа Римский поделил между униатами Россию, Белоруссию и Сибирь

Дам большую цитату из документа:

«Святой отец (Папа Римский Пий XII. — Авт.) познакомился с существом исключительных мероприятий, принятых, начиная с сентября 1939 г. по настоящее время, о которых сообщило Ваше высокопреосвященство, и в аудиенции от 22 ноября прошлого года соизволил сообщить мне следующие свои высокие решения:

1) Святой отец подтверждает (обеспечение) назначения экзархов, произведенные Вашим высокопреосвященством 17 сентября 1939 г. и 17 сентября 1940 г., и восстанавливает подведомственные им акты, которые они могли бы произвести;

2) Святой отец назначает многоуважаемого монсеньера Николая Чарнецкого, исполняющего должность епископа г. Лебеда, экзархом (апостольским наместником) (По велению святейшего до тех пор, пока его Величество не пожелает иначе) верующих восточного обряда в Волыни, Полесье, оккупированном ранее Советами, и в Подляхии;

3) Святой отец назначает преподобного Отца Климентия Шептицкого, игумена, экзархом (апостольским наместником) верующих восточного обряда в Великороссии и в Сибири;

4) Святой Отец назначает многоуважаемого монсеньора Иосифа Слипого, исполняющего должность архиепископа Русинского, митрополита монсеньера Андрея Шептицкого экзархом (апостольским наместником) верующих восточного обряда в Великой Украине;

5) Святой Отец назначает многоуважаемого отца Антония Неманчеревича экзархом (апостольским наместником) верующих восточного обряда в Белоруссии;

6) Святой Отец поручает многоуважаемому митрополиту Львовскому, архиепископу Русинскому, монсеньору Андрею Шептицкому действовать среди названных апостольских экзархов в качестве делегата Святого Престола, так что ему они должны направлять наиболее важные вопросы, и от него должны ожидать директивы, касающиеся вопросов общего характера;

Из архивов ФСБ. Как в 1941-м Папа Римский поделил между униатами Россию, Белоруссию и Сибирь

7) Святой Отец поручает тому же митрополиту Львовскому, архиепископу Русинскому, монсеньору Андрею Шептицкому информировать Святой Престол всегда и немедленно, в зависимости от конкретных возможностей, о всяком общем решении, которое будет принято апостольскими экзархами, и о всяком важном вопросе, который может возникнуть в области, подчиненным отдельным апостольским экзархам;

8) Святой Отец устанавливает, что указанные назначения не должны быть опубликованы — даже не совместно с официальными сообщениями церковной области Русин — до тех пор, пока Святой Престол не даст ясно выраженного согласия;

9) Святой Отец возлагает на Святую конгрегацию по делам Восточной церкви рассмотрение постановлений, принятых экзархами на их собраниях во Львове в дни 18 и 19 сентября 1940 г. и 13 — 16 июня 1941 г., чтобы затем предложить на утверждение самого Святого Отца те постановления, которые после такого рассмотрения окажутся законными и уместными.

Относительно просьбы Вашего Высокопреосвященства, т.е. получения полномочий «избрать среди обращенных ортодоксов кандидата, который мог бы стать, например, епископом Полтавским, и избрать, кроме того, двух или трех других епископов для Великой Украины и при случае одного для Великороссии и для Белой Закарпатской Украины, Святой Отец, несмотря на деликатность обстановки и трудности теперешней отправки духовенства из Западных областей во внутрь России, не счел уместным удовлетворить Вашу просьбу».

Стоит заметить, что этот документ был хорошо известен еще в советской литературе, в частности, опубликован  в известном сборнике документов «Правда об унии», вышедшем в 1968 году во львовском издании «Каменяр». Судя по всему, существует много копий данного документа в разных архивах, так как в 2002 году историк унии Владислав Петрушко цитировал его в своей статье со ссылкой на Центральный государственный исторический архив в Ленинграде (ЦГИАЛ), ныне вошедший в состав Российского государственного исторического архива (РГИА), фонд 201, опись 1, дело 6114. Так что, публиковать этот документ лишний раз я тогда не стал, предоставив это своим коллегам по цеху.

Из архивов ФСБ. Как в 1941-м Папа Римский поделил между униатами Россию, Белоруссию и Сибирь

Другое дело, каждый ли сейчас имеет под рукой «Правду об унии» или, например, посвященные Шептицкому сборники документов, выходившие в 1990-х на Украине, где этот документ также опубликован? Нет. А без знания контекста его суть сложно понять.

На первый взгляд, перед нами наглядное признание в агрессивной фашистской сущности Ватикана. Гитлеровцы стоят под Москвой, а Папа Римский санкционирует создание униатских экзархатов в Белоруссии, России и Сибири!

С другой… Изначально эти экзархаты были созданы на упомянутых в письме Тиссерана заседаниях Синода УГКЦ в 1939 — 1940 годах, и тогда Ватикан категорически отказался подтверждать полномочия Шептицкого на подобную деятельность. Более того, после повторной попытки униатов добиться своего Папа Римский Пий XII даже официально аннулировал выданные его предшественниками чрезвычайные полномочия Шептицкого.

Как-то необычно, правда? Ведь на Украине все православные свято верят, что главной и едва ли не единственной целью Рима является обратить их в унию, и именно в этом ищут смысл любых церковных преобразований в стране. А тут Ватикан прямо отказывается от предложенного униатами (причем без санкций Папы) активного прозелитизма!

Однако в УГКЦ встали в позицию о том, что «поезд уже ушел». В письме Тиссерану назначенные Шептицким экзархи утверждали: «Известие об отмене полномочий пришло во Львов 26 сентября 1940 года, когда образование экзархатов и назначение экзархов были уже утверждены. Таким образом, все сделано законно и имеет каноническую силу».

«Несмотря на все попытки греко-католических экзархов убедить Ватикан в необходимости оказать содействие делу униатского прозелитизма в СССР Римская курия хранила молчание на протяжении почти целого года после обращения экзархов к кардиналу Тиссерану», — констатирует Петрушко. Перемены произошли уже на фоне новых событий, когда на Украине с приходом немцев возникли Автономная и Автокефальная православные церкви, начавшие активную борьбу за верующих, в том числе на Западной Украине, где в 1939 — 1941 годах целый ряд униатских приходов перешел в РПЦ.

Заметно, что кроме расплывчатых заявлений про Сибирь и Россию, в письме Тиссерана особое внимание уделено конкретным западноукраинским регионам — Волыни и Полесью, а также соседнему польскому Подляшью, населенному украинцами.

При всем при этом Ватикан отказался санкционировать, во-первых, назначение УКГЦ новых епископов даже на Украине, во-вторых, направление миссионеров в Россию.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

От РОО СКПС

«С нами Бог!» было написано на ремнях немецко-фашистских захватчиков, вероломно напавших на советских людей в 1941 году, в том числе на верующих. Из публикации видно, что это был за Бог.

Из неё видно и то, что за кресты стоят в подминских «Куропатах», где фашисты расстреливали  советских и зарубежных евреев и лиц других национальностей, неугодных нацистам, и кто стоит за геббельсовской  ложью типа Катыни в «Куропатах», где якобы захоронены массовые жертвы «сталинских репрессий».