Создай свой сайт и заработай на нем!

Свежий взгляд на волны деградации и возрождения подлинного искусства, за которым кроется классовая подоплёка.

Квадрат Малевича как символ капитуляции художников перед искусствоведами

Gерепечатrf из www.kipariss.spb.ru

Трактат художника Кипарисова о роли искусствоведческого сообщества в деградации современного изобразительного искусства.

Это исследование родилось не в результате академического стремления автора изучить проблему, а в результате того, что автор, будучи профессиональным художником, часто сталкивался в своей работе с явлениями, которые невозможно объяснить традиционными представлениями о развитии изобразительного искусства.

************

Вряд ли следует доказывать, что современное изобразительное искусство - живопись, рисунок, скульптура - находятся в процессе упадка. Если кто-то хочет с этим поспорить, пусть обратится к другому исследованию, моя цель - по возможности выявить причины этого процесса.

Прежде чем перейти к каким-либо объяснениям, считаю уместным определить, является ли этот упадок уникальным явлением, или же вся его уникальность только в том, что он пришелся на время нашей жизни, и у нас есть возможность его наблюдать. Обратимся к наиболее древним дошедшим до нас образцам изобразительного искусства - знаменитым наскальным рисункам быков эпохи палеолита в пещере Альтамира (Испания) - их изучают во всех курсах истории первобытного искусства. Да и действительно, есть о чем поговорить: рисунки исполнены очень реалистично, с глубоким знанием анатомии, с построением выразительной композиции. Настоящие, дышащие жизнью красивые животные, заставляющие думать о высоком божественном происхождении природы.

Однако, проходят годы, столетия и тысячелетия, и что же мы видим? Эпоха неолита - на той же самой территории мы находим изображения, которые укладываются в популярное ныне расхожее представление о первобытных рисунках - неумелые, схематичные, геометрически условные. Абстракционисты вытеснили реалистов - похоже, это и были первые известные нам периоды расцвета и упадка изобразительного искусства. В чем причины этого изменения -установить трудно, может быть, наши предки почувствовали стремительное ускорение мира (быстрые антилопы заменили задумчивых бизонов) или оказались подверженными жестоким изматывающим стрессам на работе (неудачная охота, неудачная рыбалка), нам трудно судить, но так или иначе, в их искусстве исчезло как стремление к возвышенному, так и обеспечивающая успех этого стремления техника рисунка.

Следующий расцвет связан с Древней Грецией. Общепринято считать, что древнегреческое искусство, в своих истоках происходящее от древнеегипетского, наибольшей силы достигло в эпоху высокого классицизма - Мирон, Фидий, Поликлет. Более поздняя эпоха эллинизма справедливо воспринимается большинством исследователей античного искусства как носящая признаки упадка - акценты с величественности смещаются к композиционной перегруженности и вычурности. Более того, после падения Римской империи, наследницы греческой культуры, искусство и вовсе входит в череду грубых и темных "варварских" веков.

Уточню, мы рассматриваем историю Европы и историю изобразительного искусства. Возможно, в Индии и Китае, в музыке и литературе другая периодика, о них следует узнавать у специалистов в этих областях.

Начало следующего периода подъема искусства справедливо называется эпохой Возрождения - Италия, вторая половина XIII века. Этот-то период и подошел к упадку, свидетелями которого мы стали в ХХ и ХХI веках.

************

Изменения, глобально повлиявшие на состояние искусства и ставшие предвестником упадка, возникли к концу ХIХ века. Развитие капитализма привело к появлению буржуазии, новых состоятельных слоев общества, представители которых могли позволить себе покупать произведения искусства. До этого времени покупка искусства была прерогативой преимущественно аристократии. Аристократы были покупателями картин, заказчиками скульптур и портретов, меценатами. Аристократы, как правило, были уверены в наличии у них художественного вкуса, более того, зачастую они этот вкус и формировали. Аристократ не мог позволить себе публично сказать: "я не понимаю в живописи" и, как правило, он действительно понимал. Свидетельства тому есть во всех европейских странах. Российский император Николай II, например, с интересом следил за творчеством современных ему художников и покупал их картины. Однако, к концу XIX века, с развитием капитализма и изменением социальной структуры общества появилось много богатых людей, которые были в состоянии купить картину или скульптуру, но, в силу своего образования и воспитания не были уверены в их качестве и правильности своего выбора.

Впервые наиболее внятно это проявилось в истории становления французского импрессионизма. Казалось бы, какие прекрасные художники, однако, публика долго не могла принять их художественных решений. Публика, готовая по своим финансовым возможностям покупать картины, не была уверена в правильности своего выбора, не могла довериться своему вкусу. Публике надо было помочь. Не умаляя значения популяризаторской деятельности Эдуарда Мане и его товарищей, все же, надо признать, что не менее важную роль в PR-компании сыграли представители искусствоведческого сообщества, поверившие в гений импрессионистов. Публика усвоила информацию, и на художников обрушился успех. Но для нашего повествования важно то, что художники разделили этот успех с искусствоведами, а искусствоведы сделали для себя интересные выводы.

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 38 гостей.