Создай свой сайт и заработай на нем!

Обращение РОО СКПС к Всебелорусскому Народному Собранию о совершенствовании конституционной законности

ВСЕБЕЛОРУССКОМУ НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ

О необходимости совершенствования конституционной законности в Республике Беларусь

Побудительным мотивом для постановки данного вопроса является тревожная обстановка в мире, характеризующаяся общим системным кризисом современного капитализма и курсом, взятым мировой финансовой олигархией глобального капитала на силовое утверждение своего безраздельного мирового господства, включая подавление суверенитета Республики Беларусь.

В такой обстановке возникает особая необходимость всестороннего укрепления белорусской государственности, правового характера республики как основы обеспечения мира, благополучия для народа и дальнейшего продвижения по судьбоносному пути интеграции на постсоветском пространстве.

В этой связи РОО СКПС обращает внимание Всебелорусского Народного Собрания на давно назревший вопрос о совершенствовании конституционной законности республики – юридической основы её прочности, благополучной жизнедеятельности, общественной стабильности и успешного развития. Предлагается начать процесс обсуждения действующей Конституции Республики Беларусь в связи с двадцатилетием её функционирования в современном виде и вести его в следующих направлениях:

1..Включения в Конституцию оправдавших себя принципов и подходов из Конституции БССР, отсутствие которых в тексте действующего Основного закона, как показала практика функционирования действующей Конституции, негативно сказывается на развитии нашего общества.

Например, для укрепления и повышения эффективности представительной власти как важнейшего элемента демократии необходимо восстановить целостность Советской системы и её властные функции на всех уровнях (так, местные Советы имеют сегодня статус не власти, а местного самоуправления, причём с весьма ограниченными полномочиями, а сами Советы не являются целостным организмом представительной власти, хотя в определённой степени и завязаны на Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь ).

Также отмечается, что не организовано представительство в Советах всех слоёв общества соответственно их численности и общественной роли, прежде всего, в производстве материальных и духовных благ.

2.Исключения не оправдавших себя подходов, заложенных в действующей Конституцию.
Например, утверждение в Конституции, что судебная власть принадлежит суду. Эта конституционная норма вылилась практически во власть иерархии судей, в непомерную бюрократизацию судопроизводства, процветание «телефонного права», благоприятные условия для коррупции и поток неправосудных постановлений, дискредитирующий власть вообще, в том числе президентскую власть, призванную Конституцией гарантировать права и законные интересы граждан.

В результате действия данной конституционной нормы фактически произошло перерастание судебной системы в непререкаемое государство в государстве с безнаказанным выходом за пределы правового, в том числе конституционного поля, и с фактическим бездействием в отношении суда сдержек и противовесов со стороны президентской и представительной властей.

По мнению Секретариата РОО СКПС, судебная власть в новой редакции Конституции должна быть возвращена народу, а ответственность судей должна быть гарантирована не только перед государством, но и непосредственно перед гражданами выборностью судей. Необходимо также восстановление коллегиальности рассмотрения всех дел в суде (с участием в первой инстанции народных заседателей, причём не с увеличением, а с экономией государственных средств и отказом от большинства пошлин).

РОО СКПС давно предлагает также для обеспечения правосудности в судах задействовать принцип неотвратимости ответственности судей всех уровней за принятие неправосудных постановлений, восстановить всеобщую доступность гражданского судопроизводства, полноту и постоянство всестороннего контроля за ним, за административным и уголовным судопроизводством со стороны государства и общественности, резко повысить правосудность в первичном звене и эффективность контроля со стороны кассационных и надзорных инстанций, прекратить коммерциализацию судебной системы и т.д.

3.Ликвидации имеющихся в тексте Конституции противоречий.

Так из действующей Конституции не ясно, являются ли граждане и весь народ носителем государственной власти или только её источником. В действующей Конституции заложено и то, и другое, а от этого уточнения прямо зависит степень демократизации общества.

4.Включения в Конституцию надёжных гарантий осуществления декларируемых ею норм и ответственности за их нарушение.

Например, последняя часть ст. 13 Конституции декларирует гарантии трудящимся их участия в управлении предприятиями, организациями и учреждениями, а самих гарантий не содержит (конкретных прав трудовых коллективов, роли профсоюзов и общественных объединений).

Другой пример. Гарантом неукоснительного действия Конституции и заложенных в ней прав граждан декларируется Президент, а эффективный механизм осуществления этих гарантий Президентом в Конституции не предусмотрен.

5. Уточнения ряда конституционных норм для большего соответствия Конституции реальной действительности.

Например, в Конституции не перечислены такие наличные сегодня элементарные формы собственности, как личная собственность граждан и их кооперативная собственность. Соответственно недостаточно изложены и конституционные нормы их регулирования и защиты.

6.Исключения из Конституции отсылочных норм.

Например, действующая Конституция отсылает на уровень обычного законодательства перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. О такое несовершенство Конституции однажды уже споткнулась политическая практика, когда речь шла о необходимости продления сроков полномочий Президента сверх двух, и оно могло кончиться для общественной стабильности плачевно.

7.Расширения полномочий некоторых высших государственных органов.

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 1 пользователь и 6 гостей.

Пользователи на сайте

  • maineditor