РОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Республиканское и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

На злободневную тему. Мнение о парламентаризме вообще и в Республике Беларусь в частности и о роли коммунистов.

Выборы в парламент и деятельность так называемых коммунистических организаций в Республике Беларусь

I

В ноябре в Республике Беларусь пройдут выборы в парламент, в связи с чем перед всеми коммунистическими организациями встает вопрос об участии в них, а также вопросы о том, в какой форме участвовать и что делать, если не участвовать.

В нынешней избирательной кампании, как и в прошлые, одни коммунистические (как они себя называют) организации непосредственно участвуют в выборах, выдвигая своих кандидатов в депутаты, а также в члены избирательных комиссий (как делает КПБ). Другие призывают не участвовать в «спектакле» под названием «выборы», но … тут же агитируют голосовать против прозападных кандидатов в депутаты, если такие выдвигаются. Третьи призывают трудящихся пользоваться своим правом выдвигать кандидатов от трудовых коллективов или путём сбора подписей и добиваться избрания своих кандидатов в парламент, которые бы защищали их права.

КПБ давно опорочила себя поддержкой буржуазной власти и не зря получила наименование «карманной оппозиции Лукашенко». В эту избирательную кампанию КПБ прямо заявила о верности «своему государству», поэтому цель её участия в выборах ясна как день и сформулирована в программе партии – сохранение и укрепление белорусского буржуазного государства.

Менее известные, чем КПБ, и крайне малочисленные коммунистические организации не имеют возможности выдвигать своих кандидатов в депутаты: у них нет поддержки в трудящихся массах, – и потому они ограничиваются агитацией в предвыборную кампанию, выражая свою позицию по выборам, пытаясь привлечь к себе сторонников и пополнить свои ряды. Для обоснования своей позиции эти организации нередко ссылаются на опыт большевиков, причём в одном случае они ссылаются на бойкот большевиками Булыгинской и 1-й Думы и так же, как большевики, призывают «активно бойкотировать» выборы. В другом случае, если нужно обосновать свой призыв к народу участвовать в выборах, они ссылаются на участие большевиков в последующих созывах Думы и на их лозунг использования Думы как трибуны для агитации. Очевидно, что в этих случаях они противоречат сами себе.

Организации, берущие себе на вооружение лозунг «активного бойкота» выборов, забывают, что активно бойкотировать выборы – это не значит просто отказаться от выдвижения своих кандидатов в депутаты, и причём не по причине своей малочисленности и слабости, а по принципиальным соображениям. Это не значит агитировать народ только за неучастие в выборах.

Активно бойкотировать – значит активно действовать вне парламента, вне избирательной кампании.

В 1905 году, когда большевиками был выдвинут лозунг активного бойкота Булыгинской Думы, такой активный бойкот выражался в усиленной подготовке революционного пролетариата к вооружённому восстанию.

Революция в 1905 году шла на подъём, повсюду создавались Советы как зародыши новой революционной власти, народ вооружался для свержения абсолютизма и доведения до конца буржуазно-демократической революции.

В такое время призыв к рабочим и крестьянам заняться выборами в Думу, являвшуюся, по меткому выражению В.И. Ленина, издевательством над народным представительством, или выборами в некие органы революционного самоуправления, к чему призывали меньшевики, – означал прямое предательство революции. Именно поэтому бойкот большевиками Булыгинской Думы и призыв к вооружённому восстанию был единственно верной тактикой борьбы против абсолютизма, и верность их тактики была подтверждена практикой: рабочие усилили революционный натиск на царское самодержавие, проведя в октябре всероссийскую политическую стачку, которая смела Думу, и перейдя к высшей форме классовой борьбы – вооружённому восстанию в декабре 1905 года.

Другой лозунг большевиков – об использовании Думы как трибуны для агитации – также берётся современными коммунистическим организациями без учёта той обстановки, когда большевики использовали этот лозунг при созыве Государственных Дум при царе, и той обстановки, которую мы имеем сейчас в капиталистической Республике Беларусь. О различии парламентаризма в период перехода от феодализма к капитализму, в период буржуазно-демократических революций, и в эпоху империализма мы скажем ниже. Здесь же отметим, что использование парламента в качестве трибуны для коммунистической агитации и пропаганды, для разоблачения гнилости самого парламента и всего буржуазного государства возможно только тогда, когда есть достаточно многочисленная, сильная коммунистическая партия, способная, несмотря на противодействие буржуазии, провести своих кандидатов в парламент, а также только при том условии, что осуществляется принцип гласности в деятельности парламента. Ни того, ни  другого в Республики Беларусь сейчас нет.

Коммунистическим организациям прежде, чем брать себе на вооружение тот или иной лозунг более чем вековой давности, лозунг из другой эпохи, использовавшийся при совершенно других, нежели сейчас, обстоятельствах, необходимо было разобраться в современной общественно-политической обстановке и уяснить себе те результаты, которые в настоящих условиях будет иметь выдвижение заимствованных ими лозунгов большевиков.

Тот поверхностный анализ современной обстановки, который делают коммунистические организации, приводит эти организации к выводам, что честных выборов в буржуазном государстве быть не может и что современные выборы – это «спектакль». Но даже таким своим, очевидным и без анализа, выводам коммунистические организации противоречат, агитируя массы не выбирать прозападных, националистических кандидатов, а, следовательно, – хотя организации этого прямо и не говорят, – выбирать проправительственных кандидатов (и, таким образом, всё-таки участвовать в выборах).

Но факты таковы, что проправительственные кандидаты часто имеют прозападную ориентацию; некоторые же из них прямо потворствуют, а нередко и содействуют распространению крайнего, угодного Западу национализма в стране!

Если выборы в буржуазном государстве нечестные и являются «спектаклем», как это из года в год повторяют коммунистические организации, то какой смысл агитировать народ за участие в них и голосование не за своих, коммунистических (которых нет), а за буржуазных кандидатов, пусть даже это участие обосновано необходимостью противодействовать Западу и национализму? Ответьте, наши, так сказать, коммунистические организации!

Как мы докажем ниже, «выборы» в парламент в Республике Беларусь (РБ) настолько бесчестные, а сам парламент настолько безвластный, что любая агитация за участие в выборах в настоящее время при наличной расстановке сил, какими бы благими намерениями она ни была обоснована, означает соучастие агитаторов в затеях господ капиталистов и правящей бюрократической верхушки в одурачивании народа, в затуманивании сознания трудящихся, в поддержании у части населения конституционных иллюзий и веры в парламентаризм. Такой агитацией коммунистические организации, желая того или нет, становятся на сторону класса капиталистов, обеспечивая так или иначе явку избирателей на выборы и продлевая господство буржуазии и их ставленников в правительстве. И потому не удивительно, что ряды таких коммунистических организаций годами и десятилетиями практически не пополняются, – ведь народ, даже не обладающий знаниями марксизма-ленинизма, уже понял, что выбирай-не выбирай, а жизнь от этого лучше не становится, и что как бы кто ни голосовал, кто бы ни попадал в парламент, всё равно страной будет управлять президент с подчинённой ему чиновничьей кликой без какого-либо участия депутатов, протирающих парламентские стулья за подачку от правительства.

II

Для понимания того, какова сущность парламента в современном мире, в эпоху империализма, нам необходимо обратиться к истории возникновения и развития парламентаризма.

Парламент, согласно буржуазным взглядам, является одним из органов представительной власти в буржуазном обществе, основной функцией которого является принятие законов. Эти взгляды поверхностны, как мы увидим дальше, и не раскрывают сущность буржуазного парламента.

Истоки парламентаризма восходят к периоду перехода от феодализма к капитализму, когда появился и набирал силу новый класс – класс буржуазии, вступивший в борьбу за власть с господствующей монархией и дворянством.

В своей борьбе буржуазия стремилась к получению такого органа власти, который давал бы право издавать необходимые ей законы, назначать нужных ей министров и управлять, таким образом, государством в её интересах.

Буржуазии был необходим орган политической власти, орган политического господства в обществе. Парламент был призван уничтожить или хотя бы ограничить политическое господство монархов и дворянства, которое досталось государствам от феодализма и уже тормозило дальнейшее развитие общества с расширяющимся товарным производством. В таких условиях парламентаризм, – система буржуазной демократии, в которой существенную роль играет парламент, – был прогрессивен по сравнению с абсолютизмом, с монархией.

Родоначальником представительных законодательных учреждений является Англия, в которой раньше, чем в других странах, сформировались почти все институты буржуазного парламентаризма, в т.ч. двухпалатность, при которой верхняя палата выполняет роль орудия сдерживания нижней палаты от излишней демократичности. Если при монархе верхняя палата предназначалась для сдерживания буржуазной демократии в нижней палате, то при установлении господства буржуазии в обществе верхняя палата стала орудием сдерживания уже демократии «низов» в нижней палате. При этом верхняя палата нередко формируется недемократическим путём через назначение её членов сверху, в отличие от нижней палаты, в которую депутаты избираются народом, однако, со всевозможными ограничениями для неимущих классов и слоёв.

Парламентаризм предполагает наличие ответственного перед парламентом правительства, члены которого назначаются или утверждаются парламентом, а само правительство, как орган исполнительной власти, проводит в жизнь законы, принимаемые парламентом, и остаётся у власти до тех пор, пока пользуется доверием парламента. Однако в действительности такой парламентаризм в эпоху империализма остаётся только в буржуазных теориях государства и права и в буржуазных конституциях, а не в общественной практике.

С укреплением буржуазии у власти, с переходом капитализма в империалистическую стадию роль парламента всё более уменьшалась, парламентаризм стал «загнивать». Получив полную экономическую и политическую власть, буржуазия перестала нуждаться в демократически избранном представительном органе власти. При наличии всеобщего избирательного права и основных демократических свобод – слова, печати, собраний – в парламент могли попадать и попадали представители уже не только буржуазии, но и набиравшего силу более прогрессивного класса – пролетариата, что являло собой если не опасность для буржуазии, то определённую трудность для неё в бесконтрольной эксплуатации трудящихся и увеличении капиталов.

Парламент в период своего «загнивания» лишался своей действительной власти различными способами. Созданное буржуазией избирательное право, отлаженные методы организации и проведения выборов депутатов парламента позволяют буржуазии во многих случаях исключить представительство пролетариата и других эксплуатируемых классов и слоёв населения в парламенте. Таким образом, в парламент попадают благонадёжные депутаты, обеспечивающие проведение политики в интересах буржуазии. Поэтому говорить о деятельности парламента от имени всего народа недопустимо.

Однако даже такой благонадёжный парламент ограничивался буржуазией в своих правах посредством узурпации законодательной парламентской Власти исполнительными органами.

Постепенное делегирование законодательных полномочий органам исполнительной власти в истории парламентаризма дошло до закрепления такого делегирования в конституциях ряда стран после Второй Мировой войны.

Исполнительная власть всё более подчиняла парламент себе, пока он не стал её орудием для принятия нужных господствующей в обществе крупной буржуазии законов и для обманчивой демонстрации демократии доверчивой публике.

Подавление демократизма парламента в настоящее время обеспечивается также парламентской процедурой. Благодаря ей правительству предоставляется преимущественное по отношению к депутатам право на внесение в парламент законопроектов, неугодные правительству законопроекты хоронятся путём передачи их в комитеты или посредством оттягивания их рассмотрения депутатами. Наделение председателей палат парламента властью единолично регулировать предоставление слова фактически уничтожает свободу трибуны (а как часто мы слышим от «левых» о том, что парламент нам нужно использовать как трибуну для своей агитации и пропаганды!).

Продажность парламента, а, значит, его полная подчинённость господствующему классу, – наглядно показывает т.н. система «лобби» – подкуп депутатов буржуазией в интересах принятия выгодных для неё законов.

Ещё один способ лишения парламента своей власти, как в законотворческой, так и в контролирующей деятельности, заключается в создании органов власти, стоящих над парламентом. Такими органами являются верховные или конституционные суды, которые вправе отменять законы, принятые парламентом, при их несоответствии конституции. Также выше парламента в буржуазных республиках нередко стоят президенты, которые наделены правом при известных условиях распускать парламент.

Необходимо отметить, что по-другому обстояло дело в Советском Союзе, где Верховный Совет являлся действительным высшим государственным органом власти и единственным законодательным органом в стране. В СССР отсутствовало делегирование законодательных полномочий другим органам власти, а контроль над конституционностью принимаемых Верховным Советом законов выполнял сам Верховный Совет.

Всё изложенное выше доказывает, что парламентаризм – созданная буржуазией система буржуазной демократии, – был уничтожен самой буржуазией, получившей экономическое и политическое господство в обществе. И.В. Сталин ещё в 1936 г. говорил о смерти парламентаризма:

«Опыт парламентаризма во Франции и в Америке с очевидностью показал, что демократическая по внешности власть, рождающаяся в результате всеобщего избирательного права, на деле оказывается … коалицией с финансовым капиталом. Во Франции, в этой стране буржуазного демократизма, депутатов избирает весь народ, а министров поставляет Лионский банк. В Америке выборы всеобщие, а у власти оказывается ставленник Рокфеллера… буржуазный парламентаризм мы похоронили» (И.В. Сталин «Статьи и речи об Украине. Сборник», 1936 г., с. 38).

Парламент, как орудие ограничения и подавления абсолютизма, как арена политической борьбы между группировками буржуазии, а также между буржуазией и пролетариатом в домонополистическую эпоху капитализма, отжил свой век и в эпоху империализма был отброшен буржуазией за ненадобностью. Вместо него осталась только форма и вывеска демократии с выхолощенным содержанием, – вывеска демократии, под которой кроется диктатура буржуазии. Как говорил В.И.  Ленин, «в парламентах только болтают со специальной целью надувать “простонародье”», а «настоящую “государственную” работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы» (В.И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 46).

В эпоху империализма парламент служит лишь прикрытием действительной власти министров и президентов, посаженных на свои места финансовой олигархией. Из прогрессивного органа власти, избираемого всем народом, парламент стал реакционным органом подавления демократии и отвлечения пролетариата и других прогрессивных общественных сил от революционной борьбы за власть.

III

Теперь рассмотрим, что из себя представляет парламент в Республике Беларусь.

В РБ действует двухпалатный парламент – Национальное собрание. Нижняя его палата – палата представителей – избирается всем народом в соответствии с устоявшейся во всём мире буржуазной демократической избирательной системой, т.е. на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Состав верхней палаты – Совета Республики – также в традициях буржуазной демократии по сути назначается исполнительной властью, хотя по закону часть депутатов избирается городскими и районными советами депутатов, а другая часть назначается президентом. Кто сталкивался с деятельностью местных советов депутатов, тот знает, что они не имеют действительной власти, а подчинены исполкомам и администрациям и действуют по их указке. Потому и выбирать депутатов в Совет Республики они не способны, а голосуют таким образом, как им будет приказано. К тому же выдвигают кандидатов в депутаты верхней палаты тоже органы исполнительной власти – районные и городские исполкомы – совместно с президиумами районных и городских советов депутатов. Так что при такой системе выборов можно быть уверенным, что депутаты Совета Республики будут не выбраны депутатами районного и городского уровней, а назначены исполнительной властью (наверняка, с согласованием их на уровне администрации президента).

Как и принято в буржуазных государствах, верхняя палата парламента призвана контролировать принимаемые нижней палатой законы и не допускать к принятию законы, неугодные истинным держателям власти – крупной буржуазии и чиновничеству. С отобранными и согласованными с высшей исполнительной властью депутатами Совета Республики можно не сомневаться в том, что они безукоризненно выполнят эту свою задачу.

Но вернёмся к выборам в нижнюю палату парламента, которые больше интересуют рядовых граждан, чем выборы в верхнюю палату.

Несмотря на то, что выборы депутатов в нижнюю палату проводятся на основании всеобщего, равного, прямого, тайного избирательного права, в депутаты всё равно попадают не демократически избранные представители народа, а предварительно одобренные исполнительной властью кандидатуры.

Это осуществляется благодаря тому, что выборы в палату представителей практически полностью контролируются исполнительной властью: от регистрации кандидатов в депутаты до объявления результатов выборов.

Первоначальный и крайне важный этап в избирательной кампании – это этап выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. Но для трудовых коллективов и простых граждан, которые вправе выдвинуть своего кандидата, этот этап обставлен столькими административными барьерами, что преодолеть их мало кому удаётся (интересующихся отсылаем к Избирательному кодексу РБ, главе 15).

Меньше барьеров при выдвижении кандидатов в депутаты от политических партий, но суть в том, что подлинно коммунистическая, рабочая партия не может быть  зарегистрирована в Республике Беларусь, – для отказа в регистрации существует множество законных оснований, на которых мы здесь останавливаться не будем. Кроме того, даже не коммунистические партии, зарегистрированные в РБ, также ущемлены в своих правах быть представленными в парламенте. Так, в 2016 году более 50% кандидатов в депутаты, 387 человек, было выдвинуто политическими партиями, 331 человек из которых были зарегистрированы кандидатами в депутаты. Однако партийных депутатов в парламенте оказалось всего 14% от всего состава нижней палаты, т.е. из зарегистрированных кандидатов, выдвинутых политическими партиями, в парламент попали только 5%.

Остальными парламентариями стали преимущественно беспартийные представители бюрократии – государственные служащие и руководители государственных предприятий.

Решения о регистрации инициативных групп по сбору подписей, о достоверности собранных подписей, о регистрации кандидатов в депутаты, о признании выборов недействительными, а также установление результатов выборов – всё это осуществляется Центризбиркомом и подчинёнными ей окружными избирательными комиссиями. Состав Центризбиркома, в свою очередь, наполовину назначается президентом и наполовину избирается Советом Республики. Таким образом, комиссии по выборам являются по сути орудием исполнительной власти во главе с президентом для проведения нужных людей в нижнюю палату парламента.

Все решения, принятые комиссиями по выборам, можно считать окончательными, поскольку их обжалование осуществляется в тех же комиссиях, только стоящих выше, или в судах, «правосудность» которых нам и, наверное, читателям тоже хорошо известна. Т.е. за законностью деятельности избирательных комиссий следят сами комиссии, а также судьи, назначаемые на должность президентом.

Известно также, что при проведении выборов из администрации президента в избирательные комиссии поступают списки кандидатов, которые должны стать депутатами. Какими средствами это будет обеспечено председателями избирательных комиссий, – дело совести последних. То есть вообще ни о каких выборах депутатов речи не идёт: от высшей исполнительной власти поступает распоряжение, кого провести в депутаты, и избирательные комиссии любыми средствами это распоряжение  выполняют.

Для чего мы так подробно останавливаемся на процессе выборов в депутаты Палаты представителей и Совета Республики? Для того, чтобы показать, как конкретно в Республике Беларусь исполнительная власть полностью подчинила себе парламент. Подчинение начинается с проведения в депутаты парламента утверждённых исполнительной властью кандидатур.

Далее. Как мы писали выше, законодательная власть современных буржуазных парламентов узурпирована исполнительными органами. РБ в этом деле не исключение. Так, по Конституции РБ, парламент вправе делегировать президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Кроме того, президент вправе и без решения парламента издавать временные декреты, имеющие силу закона, чем президент нередко пользуется. Временные декреты могут быть отменены парламентом, но с таким тщательно отобранным составом парламента, какой он есть в РБ, об отмене декретов президента вряд ли можно всерьёз вести речь.

Немаловажную роль также играет закреплённое конституцией право законодательной инициативы, которое, помимо депутатов, имеют президент и правительство. Правительство (Совет Министров) пользуется этим правом настолько широко, что за время работы парламента последнего, шестого, созыва (с 2016 г. по настоящее время) им было внесено на рассмотрение в парламент 91 % от общего числа законопроектов.

Президентом было внесено ещё около 7 % законопроектов, а обеими палатами парламента – чуть больше 2 % (2,1 % — депутатами Палаты представителей и 0,3 % — депутатами Совета Республики). Таким образом, 98 % законопроектов было внесено в парламент исполнительной властью, при этом все законопроекты были приняты депутатами. Удивительное единодушие исполнительной и законодательной власти! См. сайт Палаты представителей ( www . house . gov . by ) в разделе «деятельность» — «законодательная деятельность». Данные по состоянию на начало октября 2019 г.

Также за время деятельности парламента шестого созыва в него поступило 14 декретов президента, 12 из которых были приняты к сведению и 2 находятся в стадии подготовки к рассмотрению. Все принятые к сведению декреты были временными и могли быть отменены парламентом, но «единодушие» парламентариев с президентом и здесь себя проявило.

Заметим, что ни в печати, ни в интернете на официальных сайтах органов государственной власти нет никаких сведений о выступлениях депутатов при обсуждении законопроектов и о голосовании за них. Тем более нет прямой трансляции на телевидении или в интернете заседаний парламента. Так что избиратели никаким образом не могут узнать, какую позицию занял депутат от их избирательного округа по отношению к тому или иному законопроекту, как за него голосовал. А это обеспечивает депутатам неподконтрольность и неподотчётность перед своими избирателями. Депутаты свободны и независимы от народа в своих действиях.

Как мы писали выше, в буржуазных государствах зачастую создаётся государственный орган, стоящий над представительной властью, – т.е. над парламентом, и оценивающий конституционность его деятельности и принятых им законов. В Республике Беларусь  деятельность парламента контролируется и оценивается Конституционным судом. По его решению принятые парламентом законы могут быть признаны противоречащими конституции и потерять юридическую силу. Фактически речь идёт о праве Конституционного суда отменять принятые парламентом законы, а уж «законные» основания для этого всегда можно найти.

Заметим, что состав Конституционного суда наполовину назначается президентом и наполовину избирается Советом Республики, что опять же подтверждает верховенство исполнительной власти в РБ над представительной.

Президент РБ также имеет более высокую власть, чем парламент, обладая правом его распускать. Нам могут возразить, что ведь и парламент имеет власть над президентом: он может освободить президента от должности по состоянию здоровья или сместить его в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления. Но как было доказано выше, состав парламента формируется таким образом, что он фактически лишается своей власти над президентом и становится орудием в его руках и руках Совета Министров.

Итак, народ отстранён от парламента, парламент отстранён от власти. Отобранные президентом и его администрацией кандидаты в депутаты благодаря отлаженной системе проведения избирательной кампании без каких-либо действительных выборов попадают на свои места в парламент, в котором они совершенно закономерно представляют интересы не всего населения страны, а высшего чиновничества и крупной буржуазии.

Парламент лишён своей законодательной и контролирующей власти и вернее похож на китайского болванчика, чем на орган власти народа, который на (См. ст. 88 Конституции РБ) каждый предоставленный ему законопроект послушно и бездумно кивает головой.

Зачем тогда в РБ нужен парламент? Зачем народу принимать участие в «выборах» в него? И, главное, для чего исполнительная власть принуждает народ к участию в «выборах»? Вряд ли для кого-то является секретом, что всех студентов, военнослужащих, работников бюджетной сферы руководство заставляет идти на выборы под угрозой принятия против несогласных административных мер. Отправляют их на избирательные участки в предварительные дни голосования, а не в основной день, – для того, чтобы было время проверить явку и проконтролировать, все ли проголосовали. При этом совершенно не важно, за кого они проголосуют (ведь будущие депутаты заранее известны), важен факт явки на выборы.

В.И. Ленин ещё более 100 лет назад говорил: «Без выборов в наш век нельзя; без масс не обойтись, а массы в эпоху книгопечатания и парламентаризма нельзя вести за собой без широко разветвлённой, систематически проведённой, прочно оборудованной системы лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещания направо и налево любых реформ и любых благ рабочим, – лишь бы они отказались от революционной борьбы за свержение буржуазии» (В.И. Ленин, ПСС, т. 30, с. 176).

Эпоха парламентаризма закончилась, но диктатура буржуазии ещё прикрывается ширмой демократии в форме парламента, а потому и в наш век буржуазия не может обойтись без выборов.

Так что в Республике Беларусь, как и в любом другом буржуазном государстве, «выборы» в безвластный парламент нужны для сохранения власти буржуазии и удержания рабочих от революционных действий.

Любые средства используются буржуазной властью в РБ для одурачивания народа, – лишь бы народ не осознал, что так называемая буржуазная демократия, от которой в эпоху империализма осталась лишь вывеска, в Республике Беларусь была навязана народу вместо социалистической демократии в Белорусской Советской Социалистической республике в составе СССР. Что происходящие  драматические для трудового народа события на территории Советского Союза, в частности, на территории Белоруссии, являются действиями контрреволюционных сил, действиями финансовой олигархии против пролетариата и всего советского народа с невиданными прежде по масштабу и организованности  идеологическими и психологическими атаками на него.

Буржуазная власть в РБ из кожи вон лезет, лишь бы массы не думали о возможности другого способа борьбы за свои интересы, кроме мнимой борьбы за места в парламенте. Массам активно навязывается мысль о «демократичности» белорусского государства, – ведь народ избирает и парламент и президента, – а кому не удалось навязать эту мысль «по-хорошему», тем «демократию» навязывают из-под палки – загоняя на избирательные участки.

Так что, граждане рабочие, «все на выборы!» – и даже не думайте о самоорганизации вплоть до своей, рабочей, коммунистической, политической партии и борьбе за возвращение своей, Советской власти «неконституционными» методами! На каждое такое ваше действие у нас есть соответствующий закон: и закон против свободы ваших собраний, и против свободы вашего слова и вашей печати, и против создания вами вашей партии, и против любых ваших действий, разжигающих «иную социальную рознь», – рознь между эксплуатируемыми и эксплуататорами, между трудом и капиталом.

IV

Итак, как доказано в предыдущих частях статьи, белорусский парламент в настоящее время не может быть ни трибуной коммунистов для агитации, ни органом защиты прав трудящихся. Однако у некоторых коммунистических организаций есть ещё один довод в пользу участия населения в выборах, пусть даже среди кандидатов в депутаты и нет коммунистов. Этот довод – необходимость недопущения к власти фашистских, реакционных кандидатов. Но этот довод разбивается сразу несколькими фактами.

Факт первый, о котором уже было сказано, – это, по существу, отсутствие выборов депутатов парламента. Допускать или не допускать в парламент фашистских, реакционных кандидатов решает не голосующий народ, а исполнительная власть в лице администрации президента с ним во главе. Последние, в свою очередь, принимают решение, исходя, главным образом, из интересов крупной буржуазии в РБ и меры давления со стороны иностранного капитала.

Факт второй, о котором тоже говорилось, – это отсутствие действительной власти парламента, – как законодательной, так и контролирующей. Действительной властью в стране является только исполнительная, которая захватила себе заодно и законодательную, и судебную, и контролирующую власть. Поэтому говорить о том, что, попав в парламент, фашистские кандидаты получат власть, – нелепо.

Факт третий – это опыт парламентской борьбы коммунистических партий, накопленный ими в эпоху империализма. Как известно, во Франции накануне Второй Мировой войны коммунистическая партия в коалиции с социалистами, образовав Народный фронт, имела большинство мест в парламенте (381 место из 618). Однако это не спасло Францию от последующей вскоре позорной немецко-фашистской оккупации, завершившейся за 5 недель.

Взгляните на современные парламенты разных стран: во многих есть и левые, и те, кто называют себя коммунистами, – но уничтожению повсюду буржуазной демократии, наступающему фашизму это не помеха. Никто из коммунистических и вообще из левых партий ни в 20 веке, ни сейчас не мог и не может противостоять фашизму через деятельность своих депутатов в парламентах. Что уж говорить о парламентской деятельности белорусских беспартийных кандидатов из рядов бюрократии, которые попадут в (См. ст. 130 Уголовного кодекса РБ) парламент, если народ по призыву «коммунистов» проголосует против фашистских  кандидатов!

Нелепо думать, что кандидаты из чиновничества, которые и без голосования за них пройдут в парламент, будут противостоять фашизму. Чиновничество – это орудие капитала, а капиталисты пойдут на любые преступления, отрекутся от всего своего – убеждений, языка, народа, отечества, – ради сохранения и приумножения своих капиталов. Фашизму противостоят не говорильней в парламентах, а организованной борьбой с оружием в руках.

И наконец, последний факт. Лозунг об участии коммунистических партий в выборах в буржуазные парламенты с целью недопущения избрания в них реакционных и фашистских кандидатов был утверждён более 80 лет назад решением VII Конгресса Коминтерна. Этот лозунг означал не агитацию трудящихся за участие в выборах и голосование за не фашистских, не реакционных кандидатов, а выдвижение коммунистическими партиями совместно со всеми прогрессивными силами своих кандидатов в парламент, которые могли бы защищать буржуазно-демократические права и свободы трудящихся и противостоять фашизму. У нас же так называемые коммунисты не имеют своей партии. Микроорганизации наподобие КПСС, ВКПБ, БКПТ в счёт не идут, будучи только микроорганизациями, а не массовыми партиями класса. К тому же скорее социал-демократическими, чем коммунистическими. Они не могут выдвинуть своих кандидатов в парламент. А потому коминтерновский лозунг теряет в настоящей обстановке в РБ всякий смысл.

Всё изложенное выше доказывает, что участие трудящихся в нынешних выборах в парламент не только не принесёт никакой пользы для них, но и, напротив, сыграет на руку буржуазии. Агитация со стороны «коммунистических» организаций за участие трудящихся в той или иной форме в выборах несёт прямой вред рабочему и коммунистическому движению в стране, подпитывая иллюзии народных масс о возможности каких-либо перемен в лучшую сторону или хотя бы сохранения текущего положения дел путём принятия участия в выборах.

Противоречивость, непродуманность лозунгов «коммунистических» организаций затуманивает и без того дезорганизованное, запутанное, оболваненное сознание трудящихся. Вместо твёрдой коммунистической позиции, так называемые коммунисты оказывают на деле поддержку господству буржуазии и чиновничьей клики. Вместо противодействия обнаглевшей бюрократии, угрозами загоняющей народ на «выборы», «коммунисты» ей подпевают, додумавшись однажды до предложения конституционно обязать граждан ходить на выборы! Вот у кого буржуазии («Партия есть часть класса, выражающая интересы класса, руководящая его борьбой» — БСЭ, 1-е изд., т. 44, с. 282. См. заявление БКПТ и РОО СКПС от 27.09.2012 г. «О результатах выборов в Национальное собрание Республики Беларусь») нужно черпать идеи по подавлению демократических прав и свобод трудящихся!

Лозунги так называемые коммунистических организаций об участии в выборах, о поддержке тех или иных некоммунистических кандидатов укрепляют длящуюся уже десятилетия дискредитацию коммунистической идеи и коммунистической партии. Если уж вы решили поддерживать буржуазию, то не называйте себя коммунистами! Не порочьте своими призывами высокой идеи коммунизма!

В то же время так называемые коммунистические организации, действующие в РБ практически исключительно легально и потому вынужденные использовать только законные методы борьбы, ограничены сейчас в определении своей позиции по выборам: либо молчи, либо агитируй за выборы, – ведь с недавнего времени агитация за бойкот выборов законодательно запрещена и наказуема (пока только административно). И, опасаясь санкций со стороны властей, вплоть до запрещения деятельности организаций, эти организации послушно действуют только в  разрешённых им рамках, а именно, – агитируют за участие в выборах (не важно как: порчей ли бюллетеней, голосованием ли за «прогрессивного» кандидата или против «реакционного»). Уж лучше бы они молчали и не высказывали никакой своей позиции по выборам, чем высказывали бы поддержку буржуазии, прикрытую фиговым листком лозунгов прошлого века!

Активисты так называемых коммунистических организаций могут нам возразить, что их позиция верна, потому что противоположна позиции националистических, прозападных организаций, бойкотирующих выборы и заявляющих об их фальсификации. Мы ответим, что коммунисты должны определять свою позицию не из формального противопоставления себя националистам и реакционерам, а исходя из коренных интересов пролетариата (странно, что эту азбучную истину марксизма-ленинизма нужно здесь повторять) и из текущей обстановки и расстановки сил борющихся классов. Пока же получается, что националисты, улавливая растущее недовольство трудящихся, подстраиваются под них и сами становятся выразителями их интересов. Подобное лицемерие националистов и ограниченность так называемых коммунистов может привести к тому, что растущее народное недовольство вместо того, чтобы быть направленным коммунистической партией в русло борьбы против власти капитала, будет оседлано проплаченной националистической группировкой для того, чтобы смести действующую власть и занять её место.

Описанное развитие событий не так далеко, как некоторым может представляться. Недовольство народа растёт, то там, то здесь вспыхивает стихийная борьба трудящихся против буржуазии. Буржуазия же заранее готовится к предстоящим боям, принимая драконовские законы против трудящихся и применяя репрессивные меры против осмелившихся поднять голову и высказать слово протеста. В итоге классовая борьба пролетариата сейчас оказалась – на законных основаниях – фактически под запретом. Она ( См. ст.47, 49 Избирательного кодекса РБ и ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях РБ) «неконституционна» и уголовно наказуема. Так, по сути, запрещена коммунистическая партия пролетариата, поскольку без юридической регистрации деятельность партии не разрешается, а зарегистрировать коммунистическую партию буржуазия, разумеется, отказывается (это показывает хотя бы опыт многократных попыток регистрации такой умеренной социал-демократической партии, как БКПТ).

Уголовная ответственность в РБ предусмотрена за захват государственной власти неконституционным путём и любые действия, имеющие своей целью такой захват. А что есть революция, как не завоевание власти пролетариатом в нарушение, конечно же, буржуазной конституции, провозглашающей капиталистический строй незыблемым и нерушимым?

Таким образом, сама революция в буржуазном государстве является уголовным преступлением. Кроме того, буржуазными законами запрещена пропаганда и разжигание социальной вражды и розни, а также любые действия, совершаемые из мотивов социальной вражды, т.е. запрещено просвещение эксплуатируемых классов о противоположности его интересов интересам класса эксплуататоров, пропаганда борьбы пролетариата против буржуазии, борьбы за возвращение советской власти, за восстановление социалистического строя и диктатуры пролетариата.

Буржуазная власть в РБ давно ведёт активное наступление на класс пролетариата и других эксплуатируемых слоёв общества. К настоящему времени она полностью лишила их возможности легальной политической борьбы. Так что буржуазия и чиновничья клика сами подвели пролетариат к необходимости вести нелегальную борьбу, – вести до тех пор, пока он, окрепнув, закалившись в боях, создав свою, коммунистическую партию, не сметёт все «законные» ограничения своей борьбы с паразитами и не развернёт её во всей широте и полноте для своего последнего и решительного боя. Те же, кто сейчас называют себя коммунистами в РБ, либо займут своё место в авангарде борющегося пролетариата, либо так и останутся на обочине борьбы, – вне времени, вне реальности, в своих политических иллюзиях и заблуждениях.

В. Червонович

Оставьте комментарий