РОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Республиканское и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

К 150-летию со дня рождения В.И.Ленина. Харпал Брар. «Да здравствует ленинизм!»

Да здравствует ленинизм!

Харпал Брар

22 апреля этого года исполнилось 150 лет со дня рождения В. И. Ленина, вдохновителя великой пролетарской социалистической революции в России, вождя русского и мирового пролетариата. В качестве дани уважения к его огромному вкладу в дело мировой пролетарской революции и борьбы за свержение мирового империализма мы публикуем эту статью.

Ленин всю свою жизнь боролся против оппортунизма в рабочем движении, как в России, так и на Западе. Он разоблачал вырождение каутскианства в оппортунизм и боролся против него, проводя конкретный анализ рассматриваемых вопросов, проводя ясные и определенные демаркационные линии между марксизмом и каутскианством, между марксистской позицией и тенденциями, примиряющими её с оппортунизмом, в том числе и каутскианством. Он глубоко вникал в первопричины возникновения каутскианства и его вырождения, срывая с них покровы и не допуская, чтобы какие – либо соображения дипломатии, тактики или целесообразности мешали ему досконально разоблачить каутскианство, ибо он слишком хорошо знал, что любые завоевания, сделанные «тактическими» маневрами, не стоят и ломаного гроша, если в придачу они приводят к  стратегическим потерям и даже к отказу от  основных принципов.

Если бы не разоблачение Лениным оппортунизма, то о гигантской пролетарской оппозиции социал-демократии через несколько лет не могло бы быть и речи. Без этого разоблачения было бы лишь повсеместное замешательство в рабочем движении, под аккомпанемент организационного застоя.

После смерти Ленина Сталин утверждал, что благодаря заслугам Ленина в деле защиты марксизма от социал-демократического оппортунизма, благодаря его развитию марксизма по таким вопросам, как пролетарская революция, диктатура пролетариата, партийная организация и т. д. наука о марксизме должна называться марксизмом-ленинизмом; и в этом Сталин был абсолютно прав, ибо таков был вклад Ленина в марксизм – в его общую сокровищницу.

Ленинизм, отнюдь не будучи чисто русским явлением, стал международным явлением, пустившим корни во всем международном развитии.

Ленин мастерски применил марксизм к российским условиям. Он помог восстановить революционное содержание марксизма, которое долгое время подавлялось оппортунистами II Интернационала. Прежде всего, он совершил гигантский скачок вперед, развивая дальше марксизм в новых условиях капитализма и пролетарской классовой борьбы.

Вот как Сталин определил ленинизм: «Ленинизм есть  марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в  особенности.» (И.В.Сталин. Сочинения. «Об основах ленинизма» . Государственное издание политической литературы. Москва. 1947 год. Том 6. Стр. 71).

Ленинизм характеризуется исключительно воинственным и революционным духом, который объясняется двумя причинами: во-первых, тем, что ленинизм родился от пролетарской революции, отпечаток которой он не мог не нести; во-вторых, тем, что он вырос и окреп в борьбе с оппортунизмом II Интернационала.

Второй Интернационал на практике шел по линии оппортунизма, на словах поддерживая марксизм. Как выразился Сталин: “Оппортунисты приспособились к буржуазии в силу своей приспособительной, мелкобуржуазной природы; «ортодоксы», в свою очередь, приспособились к оппортунистам в интересах «сохранения единства» с оппортунистами»,  в интересах «мира в партии». В результате получилось господство оппортунизма, ибо цель между политикой буржуазии политикой «ортодоксов» оказывалась замкнутой» (там же, стр. 80).

Вместо цельной революционной теории — противоречивые теоретические положения и обрывки теории, оторванные от живой революционной борьбы масс и превратившиеся в обветшалые догмы… Вместо революционной политики — дряблое филистерство и трезвое политиканство, и парламентская дипломатия и  парламентские комбинации… Вместо воспитания и обучения партии правильной революционной тактике на собственных ошибках – тщательный обход наболевших вопросов, их затушёвывание  и замазывание… Между тем надвигалась новая полоса империалистических войн и революционных схваток пролетариата. Старые методы борьбы оказывались явно недостаточными и бессильными перед всесилием финансового капитала” (там же, стр. 80-81)

Таким образом, стало чрезвычайно важным “пересмотреть всю работу  II  Интернационала, весь его метод работы” (там же, стр. 81) и изгнать всякое мещанство, ренегатство, социал-пацифизм и социал-шовинизм; выбросить все ржавое и устаревшее из арсенала II Интернационала и выковать новое оружие. Без выполнения этой задачи пролетариат был бы совершенно безоружен в своей борьбе против империализма.

Сталин добавляет:

«Эта честь генеральной  проверки и генеральной чистки  авгиевых конюшен II Интернационала выпала на долю  ленинизма» (там же, стр. 81).

Ленинизм настаивал на восстановлении нарушенного единства теории и практики путем испытания теоретических догм Второго Интернационала в горниле живой практики. Он настаивал на том, чтобы политика партий, входящих во Второй Интернационал, проверялась не их лозунгами и резолюциями, а их действиями. И он настаивал на реорганизации всей партийной работы вокруг новых революционных направлений, чтобы подготовить и подготовить массы к революционной борьбе. Наконец, он настаивал на необходимости самокритики внутри пролетарских партий, чтобы они могли учиться на своих собственных ошибках.

В этом контексте Ленин писал в своей брошюре «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»:

«Отношение политической партии к её  ошибкам есть один из важнейших и вернейших критериев  серьезности партии и  исполнения ею на деле её обязанностей к  своему классу и к трудящимся массам. Открыто признать ошибку, вскрыть её причины, проанализировать обстановку, её породившую, обсудить внимательно средства исправить ошибку  — вот это признак серьёзной партии, вот это исполнение ею своих обязанностей, вот это воспитание и обучение класса, в затем и массы» (В.Л.Ленин. «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1963 год. Том 41, стр.40-41)

О партии, согласно ленинизму, следует судить не по ее напыщенным лозунгам и декларациям, а по ее практике. Накануне Первой мировой войны на своей конференции в Базеле Второй Интернационал, прекрасно понимая, что война уже надвигается, принял резолюцию, объявляющую “войну против войны”. Чуть позже, когда началась война, партии II Интернационала дали рабочим новый лозунг- убивать  друг друга на алтаре славы своего империалистического Отечества. Контраст между политикой II Интернационала и ленинской политикой превращения империалистической войны в гражданскую войну за свержение собственной буржуазии резко подчеркивает не только низость оппортунизма вождей II Интернационала, но и великолепное величие ленинского метода.

Большевики вообще и Ленин в частности часто обвинялись своими оппортунистическими противниками в России, а также во втором Интернационале в том, что они руководствуются своей фракционной борьбой и всегда выдвигают на первый план фундаментальные проблемы русской революции. Несомненно, что большевики выдвинули на первый план фундаментальные проблемы русской революции. Это, однако, были фундаментальные проблемы революции повсюду – не только в России. Речь идет о таких проблемах, как вопрос о теории, об отношении марксистской партии к буржуазно-демократической революции, о союзе рабочего класса с крестьянством, о гегемонии пролетариата, о значении парламентской и внепарламентской борьбы, о всеобщей забастовке, о переходе буржуазно-демократической революции в социалистическую, о диктатуре пролетариата, об империализме, о самоопределении наций и т. д., об освободительных движениях колониальных и угнетенных народов и о необходимости поддержки этих движений пролетариатом. Большевики выдвинули эти проблемы в качестве пробного камня, по которому можно будет судить о революционной последовательности партий II Интернационала.

И они были совершенно правы. Нет, они обязаны были это сделать, потому что все эти проблемы были также фундаментальными проблемами мировой пролетарской революции, которой большевики подчиняли свою политику. Русская революция не была частным делом ни большевиков, ни русского пролетариата. Ленин очень рано понял, что революционный центр начинает смещаться с Запада в Россию, и что исход русской революции будет иметь всемирно-историческое значение.

Еще в 1902 году в своей брошюре «Что делать?» он писал:

«История поставила теперь перед нами непосредственную задачу, которая является наиболее  революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой  страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота   не только европейской, но также…и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата” (В.И.Ленин. «Что делать?» ПСС, Государственное издательство политической литературы. Москва, 1959 год. Том 6, стр.28).

Прошло почти 120 лет с тех пор, как были написаны эти слова, и история красноречиво подтвердила слова Ленина. Однако из этого следует, что русская революция была, как отмечал Сталин, узловой точкой мировой революции, и что фундаментальные проблемы русской революции были  также фундаментальными проблемами мировой революции.

Давайте теперь кратко остановимся на некоторых из этих фундаментальных вопросов ленинизма.

 

Теория

Ленин постоянно настаивал на признании пролетариатом роли революционной теории. “Без революционной теории не может быть революционного движения», — писал он (В.И.Ленин. «Что делать?» .  ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1959 год. Том 6. Стр. 24).

Он лучше, чем кто-либо другой, понимал важность теории, ибо только теория может придать движению уверенность, цель и направление. Еще в 1902 году он указал на то, что «роль авангардного бойца может  выполнить только партия, руководимая  передовой теорией» (то же, стр. 25).

Это не значит, что теория должна быть отделена от практики, ибо «теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой,  если она не освещает себе дорогу  революционной теорией» (И.В.Сталин. Сочинения. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1947 год. «Об основах ленинизма». Том 6, стр. 88-89)

Ленин вел беспощадную борьбу против «теории» стихийности, «теории» поклонения стихийности рабочего движения, как оппортунистической теории, отрицающей руководящую роль партии пролетариата, «теории», которая тащила партию пролетариата в хвосте стихийного рабочего движения.

Ведущие сторонники этой «теории», экономисты, доходили до того, что отрицали необходимость самостоятельной партии пролетариата.  В работе «Что делать» Ленин разрушил эту «теорию» и обеспечил теоретические основы подлинно революционного движения русского пролетариата.

Ленинская теория пролетарской революции

По Ленину, империализм (монополистический капитализм) обостряет все противоречия до крайности. В самом сердце капитализма финансовый капитал делает невыносимым ярмо монополий, тем самым усиливая возмущение рабочего класса против основ капитализма и приводя массы к пролетарской революции как к единственному своему спасению.

Во-вторых, вывоз капитала, являющийся такой характерной чертой монополистического капитала (финансового капитала), ведет к превращению капитализма в мировую систему финансового порабощения и колониального угнетения подавляющего большинства населения мира горсткой “передовых” стран, тем самым раскалывая мировое население на два лагеря: горстку стран, эксплуатирующих и угнетающих огромные массы зависимых и колониальных стран, и огромное большинство населяющих последние страны. Все это ведет к обострению противоречий между империализмом и угнетенными странами, что приводит к росту движений восстания против империализма на внешнем фронте.

В-третьих, неравномерное развитие капиталистических стран и вытекающая отсюда бешеная борьба за передел мира между теми странами, которые уже владеют территориями, и теми, которые претендуют на “справедливую долю”, ведет к империалистическим войнам как единственному средству восстановления нарушенного “равновесия” – интенсификации борьбы на третьем фронте, межимпериалистическом фронте. Отсюда вывод Ленина: войны нельзя предотвратить при империализме. Отсюда также неизбежность коалиции пролетарской революции в империалистических странах и антиимпериалистических движений в угнетенных странах в единый революционный фронт против мирового фронта империализма. Объединяя все эти выводы в один общий вывод, Ленин замечает: «Империализм есть канун социалистической революции пролетариата» (В.И.Ленин. ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1959 год. «Империализм , как высшая стадия капитализма». Том. 27, стр.308).

Согласно теории Ленина, с возникновением империализма отдельные национальные хозяйства перестали быть самодостаточными единицами; они стали звеньями единой цепи мирового хозяйства; империализм есть глобальная система финансового порабощения и угнетения подавляющего большинства населения мира горсткой империалистических стран. Это создает объективные условия для того, чтобы революция вспыхнула в странах, неразвитых с точки зрения промышленного развития, потому что система в целом созрела для революции. В результате цепь мирового империалистического фронта может разорваться в той или иной стране в зависимости от того, где эта цепь наиболее слаба. Следовательно, победа революции возможна в одной стране, даже отсталой (как, например, Россия в 1917 году).

 

Диктатура пролетариата

«Вопрос о власти есть коренной вопрос всякой революции (Ленин)» —

цитируется по работе И.В.Сталина «Об основах ленинизма» (И.В.Сталин. Сочинения. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1947. Том 6. Стр. 109).

Цель диктатуры пролетариата состоит в том, чтобы свергнуть буржуазию и сломить ее сопротивление, организовать строительство, вооружить революцию, организовать армию против внешних врагов, для борьбы с империализмом.

Диктатура пролетариата охватывает целую историческую эпоху. Она не может привести к полной демократии для всех – она устанавливает демократию для большинства и диктатуру над меньшинством. Диктатура пролетариата не может быть результатом мирного развития буржуазного общества и буржуазной демократии; она может возникнуть только в результате разгрома буржуазной государственной машины.

С появлением советской власти завершается эпоха буржуазно-демократического парламентаризма и начинается новая глава мировой истории – эпоха Пролетарской Диктатуры.

Таким образом, Республика Советов — это та политическая форма, которую так долго искали и в конце концов нашли, в рамках которой должна быть осуществлена экономическая эмансипация пролетариата, полная победа социализма (В.И.Ленин. «Тезисы об Учредительном собрании» ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1962 год.   Том 35. Стр. 162).

Крестьянский вопрос

Ленинизм имеет три лозунга по крестьянскому вопросу, каждый из которых соответствует достигнутой стадии революции: а) крестьянство в период буржуазно-демократической революции; б) крестьянство в период пролетарской революции; в) крестьянство после укрепления советской власти.

Те, кто готовится к захвату власти, не могут не интересоваться вопросом о том, кто их настоящие союзники. В этом смысле крестьянский вопрос является частью общего вопроса о диктатуре пролетариата и как таковой, является одной из важнейших проблем ленинизма. Некоторые утверждают, что особенность ленинизма заключается в его отношении к крестьянству. Но это не так. Основной вопрос ленинизма, его исходная точка, как утверждал И.В.Сталин, это диктатура пролетариата, условия, при которых она должна быть достигнута и  может быть укреплена.

Крестьянский же вопрос, как вопрос о союзниках пролетариата в его борьбе за власть, есть вопрос производный.

Во время буржуазно-демократической революции шла борьба между кадетами (либеральной буржуазией) и большевиками (пролетариатом) за влияние на крестьянство. Кадеты пытались завоевать крестьянство и примирить его с царизмом. Поэтому на этом этапе революции большевики сосредоточили свой огонь на кадетах.

Во время пролетарской революции шла борьба между социалистами-революционерами (мелкобуржуазная демократия) и большевиками за крестьянство, за победу над большинством путем ликвидации войны, для чего необходимо было свергнуть Временное правительство, свергнуть власть буржуазии, свергнуть власть эсеров и меньшевиков.

После укрепления Советской власти ставилась задача привлечь большинство крестьянства на социалистическое строительство. Ленин правильно считал, что крестьянство, получившее мир и землю из рук пролетариата, может быть мобилизовано на построение социализма через кооперативы.

Вот что сказал на этот счет Ленин:

«… Власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, Союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших  крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т. д. – разве это не все, что нужно для того, чтобы  из кооперации, из одно только кооперации, которую мы прежде третировали, как  торгашескую, и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при нэпе так же, разве это не все необходимое для построения  полного социалистического общества? Это еще не строительство социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения” (В.И.Ленин. «О кооперации». ПСС,  издательство политической литературы.  Москва, 1975 год. Том 45, стр. 370).

Национальный вопрос

В период II Интернационала национальный вопрос был ограничен несколькими странами, т. е. Польшей, Венгрией, Ирландией и т. д. Подавляющее большинство покоренных народов, азиатов и африканцев, оставалось вне сферы действия II Интернационала. Ленинизм разрушил стену между белыми и черными, европейцами, азиатами и африканцами, между «цивилизованными» и «нецивилизованными» рабами империализма. При этом национальный вопрос из внутригосударственной проблемы превратился в общую международную проблему — проблему освобождения угнетенных народов колониальных и зависимых стран от ига империализма путем самоопределения вплоть до полного государственного отделения.   Этим лозунгом самоопределения ленинизм воспитывал массы в духе интернационализма. Он вывел национальный вопрос из громких деклараций на твердую почву использования революционных возможностей национальных движений для продвижения движения пролетариата к свержению империализма. Таким образом, он превратил революционные национально-освободительные движения в резерв революционного пролетариата.

Таким образом, согласно ленинизму, мир делится на два лагеря: 1) лагерь горстки империалистических эксплуататорских и угнетающих наций, владеющих финансовым капиталом и эксплуатирующих большинство населения планеты; 2) лагерь сотен миллионов угнетенных и эксплуатируемых по всему миру.

Интересы пролетарского движения в развитых странах и национально-освободительного движения требуют объединения этих двух форм революционного движения в единый фронт против империализма – против общего врага. Без такого фронта победа любого из них невозможна. «Ни одна нация не может быть свободной, если она угнетает другие нации» (Энгельс). Союз между революционным пролетарским движением и национально – освободительными движениями может быть только добровольным — на основе взаимного доверия и братских отношений между народами.

“Если социал-демократ большой, угнетающей, аннексирующей нации,  исповедуя вообще слияние наций,  забудет хоть на минуту о том, что «его» Николай II, «его» Вильгельм, Георг, Пуанкаре и пр. тоже за слияние с мелкими нациями  (путем аннексий),.. то подобный социал-демократ окажется смешным доктринером в теории, пособником империализма на практике.

Центр тяжести интр6националистского воспитания рабочих в угнетающих странах неминуемо должен состоять в проповеди и отстаивании ими свободы отделения угнетенных стран. Без этого нет  интернационализма. Мы вправе и обязаны третировать всякого  социал-демократа угнетающей нации, который не ведет такой пропаганды, как империалиста и как  негодяя» (В.И.Ленин. «Итоги дискуссии о самоопределении». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1962 год. Том 30. Стр. 44).

Национально-освободительные войны против империалистического господства — это справедливые войны, и долг каждого пролетарского революционера в империалистических странах поддерживать такие войны и работать на поражение своего собственного господствующего класса. Любая другая позиция была бы полным предательством принципов и идеалов социализма, ибо, как подчёркивал В.И.Ленин,   революционное движение в передовых странах было бы на самом деле явным обманом, если бы в своей борьбе против капитала рабочие Европы и Америки не были тесно и полностью объединены с сотнями и сотнями миллионов” колониальных «рабов, угнетаемых капиталом»

Стратегия и тактика

Период господства Второго Интернационала характеризовался парламентскими формами борьбы, значение которых он переоценивал. Только в период революции можно было выработать целостную стратегию и выработанную тактику борьбы пролетариата. Именно в этот период Ленин вывел на свет блестящие идеи Маркса и Энгельса о стратегии и тактике, которые подавлялись оппортунистами II Интернационала. Он развивал их дальше и дополнял новыми положениями, превращая все это в систему правил и руководящих принципов для руководства классовой борьбой пролетариата.

Его труды, несомненно, составляют бесценный вклад в общую сокровищницу марксизма, в его общий арсенал. Стратегия и тактика ленинизма составляют науку о руководстве революционной борьбой пролетариата.

Этапы революции и стратегия

Стратегия — это определение направления главного удара пролетариата на данном этапе революции, выработка соответствующего плана размещения революционных сил. Вот как действовало учение Ленина о стратегии и тактике на различных этапах русской революции:

Первый этап: с 1903 по февраль 1917 года. Целью на этом этапе было свержение царизма и уничтожение пережитков средневековья. Главной силой революции в этот период был пролетариат и его непосредственные резервы — крестьянство. На этом этапе удар был направлен на изоляцию либерально-монархической буржуазии, стремившейся взять крестьянство под свое крыло и ликвидировать революцию путем компромисса с царизмом.

«Пролетариат должен довести до конца демократический переворот, привлекая к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой  сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии” (В.И.Ленин. «Две тактики социал-демократии в демократической революции». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва.1960 год. Том 11. Стр.90).

Второй этап: март 1917 года — Октябрь 1917 года

Задача на этом этапе состояла в том, чтобы свергнуть империализм и выйти из империалистической войны. В этот период пролетариат был главной силой революции, а ее непосредственными резервами были бедное крестьянство. Направлением удара в этот период было обособление мелкобуржуазных партий-эсеров и меньшевиков, — стремившихся привлечь на свою сторону трудящиеся массы крестьянства и ликвидировать революцию путем компромисса с империализмом.

«Пролетариат должен совершить социалистический переворот, привлекая к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломать силой  сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (там же).

Третий этап: После Октябрьской революции.

Задача революции на этом этапе состояла в том, чтобы закрепить диктатуру пролетариата в одной стране, используя ее как базу для разгрома империализма во всех странах. Главными силами революции в этот период были диктатура пролетариата в одной стране и революционное движение пролетариата во всех странах. Главными резервами революции были полупролетарские и мелкие крестьянские массы в развитых странах и освободительные движения в колониальных и зависимых странах.

Направлением главного удара в этот период была изоляция мелкобуржуазных демократов, изоляция партий второго Интернационала, составлявших главную опору компромисса с империализмом. Планом расстановки сил в этот период был союз пролетарской революции с освободительными движениями угнетенных народов.

Тактика определяет линию поведения пролетариата в течение сравнительно короткого периода отлива или прилива движения. Она является частью стратегии, подчинена ей и служит ей. Изменения в форме борьбы сопровождаются соответствующими изменениями в форме организации. Дело заключается в том, чтобы выдвинуть на первый план именно те формы борьбы и организации, которые лучше всего подходят к условиям прилива или отлива движения, и тем самым облегчить и обеспечить привлечение миллионов на революционный фронт и их размещение на революционном фронте.; найти в каждый данный момент то особое звено в цепи процессов, которое, будучи схвачено, позволит пролетариату удержать всю цепочку и подготовить условия для достижения стратегического успеха.

«Недостаточно быть революционером и сторонником социализма или коммунистом вообще… Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено  цепи, за которое надо всеми силами  ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену…” (В.И.Ленин. «О значение золота теперь  и после полной победы социализма». ПСС. Издательство политической литературы. Москва. 1964 год. Том 44. Стр. 221).

Революционная партия пролетариата должна уметь не только наступать, но и отступать в полном порядке, когда того требуют обстоятельства.

«Революционные партии, — говорит Ленин, — должны доучиваться. Они учились наступать. Теперь приходится понять, что эту науку необходимо дополнить наукой, как правильно отступать. Приходится понять, — и революционный класс на собственном горьком опыте учится понимать,         что нельзя победить, не научившись  правильному наступлению и правильному отступлению (В.И.Ленин. «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1963 год. Том 41. Стр. 10).

Цель такого отступления состоит в том, чтобы выиграть время, разбить противника и собрать силы для того, чтобы потом перейти в наступление. Подписание Брестского мира является образцом этой стратегии, поскольку оно дало большевистской партии время воспользоваться конфликтами в империалистическом лагере, разбить вражеские силы, сохранить поддержку крестьянства и собрать достаточные силы для подготовки наступления на Колчака и Деникина.

«Заключая сепаратный мир” — говорил тогда Ленин, — мы в наибольшей, возможной для данного момента, степени освобождаемся  от обеих враждующих империалистических групп, используя их вражду и войну – затрудняющую их сделку против нас, -используем,  получая известный период  развязанных рук для продолжения и закрепления  социалистической революции” (В.И.Ленин. «К истории вопроса о несчастном мире». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1962 год. Том 35. Стр. 250).

Через три года после Брестского мира Ленин вернулся к этой теме, сказав: «…Мы лучше используем свои силы для борьбы, — мы трезвее, осторожнее, расчётливее  взвешиваем шансы, — мы делаем все уступки, усиливающие нас и раздробляющие силы врага (как, что «Брестский мир»  был уступкой, усиливший нас и раздробивший силы международного империализма» (В.И..Ленин. «Новые времена, старые ошибки в новом виде». ПСС. Издательство политической литературы. Москва. 1964 год. Том 44, стр. 104-105).

Партия

Согласно ленинизму, партия пролетариата есть передовой отряд рабочего класса, обладающий лучшими элементами и передовой теорией. Она должна быть впереди масс, видеть дальше рабочего класса; она должна вести за собой пролетариат, а не тащиться в хвосте стихийного движения. Только такая партия может сбить рабочий класс с пути тред-юнионизма.

Ни одна армия на войне не может обойтись без опытного Генерального штаба, если она не хочет быть обреченной на поражение. Революционная партия пролетариата составляет именно такой Генеральный штаб. Рабочий класс без революционной партии — это армия без Генерального штаба.

” Мы, — говорил Ленин, — партия класса, и потому почти весь класс … должен действовать под руководством нашей партии, должен примыкать к нашей партии как можно плотнее, но  было бы маниловщиной и «хвостизмом» думать, что когда-либо почти весь класс или весь класс в состоянии, при капитализме, подняться до сознательности и активности своего передового отряда, своей социал-демократической партии. Ни один ещё разумный социал-демократ не сомневался в том, что при капитализме даже профессиональная организация (более примитивная, более доступная сознательности неразвитых слоёв) не в состоянии  охватить почти весь или весь рабочий класс. Только обманывать себя, закрывать глаза на громадность наших задач, суживать эти задачи – значило бы забывать о различии между передовым отрядом и всеми массами, тяготеющими к нем,  забывать о постоянной  обязанности передового отряда поднимать все более и более обширные слои до этого передового уровня Именно таким закрыванием и глаз и забвением является стирание разницы между примыкающими и входящими, между сознательными  и активными – и помогающими  (В.И.Ленин. «Шаг вперед, два шага назад». ПСС. Издательство  политической литературы. Москва. 1972. Том  8. Стр. 245).

Партия есть организованный отряд рабочего класса. Она должна наполнить миллионы неорганизованных беспартийных рабочих духом дисциплины в борьбе, духом организованности и стойкости. Но партия может выполнить эти задачи только в том случае, если она сама является воплощением дисциплины и организованности.

Ленинская формулировка первого параграфа Устава большевистской партии воплощает эту концепцию. Согласно ей, партия — это совокупность ее организаций, а член партии —  это член одной из организаций партии.

Она отрицает самозанятость  для того, чтобы партия не была наводнена профессорами, гимназистами и тем самым не выродилась бы в рыхлое, аморфное, дезорганизованное тело, затерянное в море “сочувствующих”, которое стерло бы разделительную линию между партией и классом и тем самым сорвало бы задачу партии поднять неорганизованные массы до уровня передового отряда.

”… С точки зрения товарища Мартова, — говорит Ленин, — граница партии остается совершенно неопределенной, ибо «каждый стачечник» может «объявить себя членом партии»… Что толку в этой расплывчатости? (То же. Стр. 251-252).

Широкое расширение  «титула». Вред его в том, что он вносит дезорганизующую идею, смешение класса и партии.

Партия есть единая система этих организаций, с высшими и низшими органами, с подчинением меньшинства большинству.

В.И.Ленин в этой своей работе отмечает, что наша партия не была формально организованным целым, а только суммой отдельных групп, и потому никакие другие отношения, кроме отношений идеологического влияния, между этими группами невозможны были. Теперь мы стали организованной партией, а это означает установление власти, превращение власти идей во власть власти, подчинение низших партийных органов высшим партийным органам.

Борясь против колеблющихся элементов, таких как Мартов, который на II съезде РСДРП выступил против ленинской формулировки, Ленин говорит, что для русского нигилиста особенно характерен  аристократический анархизм Он считает партийную организацию чудовищной «фабрикой», подчинение части целому и меньшинства большинству- «крепостничеством» … разделение труда под руководством центра вызывает у него трагикомический крик против превращения людей в «колеса и шестеренки» … упоминание об организационных правилах партии вызывает презрительную гримасу и презрительное замечание, что можно было бы совсем обойтись без правил.

Он думает, что крики об этой прославленной бюрократии — всего лишь ширма для недовольства личным составом центральных органов, фиговый лист … вы бюрократ, потому что назначены съездом не по моей воле, а против нее; вы формалист, потому что опираетесь на формальные решения съезда, а не на мое согласие; вы действуете грубо механически, потому что выступаете за «механическое» большинство на съезде партии и не обращаете внимания на мое желание быть кооптированным; вы самодержец, потому что вы отказываетесь передать власть старой банде (речь шла о банде Аксельрода, Мартова, Потресова и других, которые не подчинились решениям II Съезда и обвинили Ленина в том, что он ”бюрократ»). Партия есть высшая форма классовой организации пролетариата. Это сплоченный центр лучших элементов рабочего класса, политическое руководство которого должно распространяться на все другие формы организации пролетариата. Вот почему оппортунистическая теория «независимости» и «нейтралитета» беспартийных организаций, порождающая изолированных от партии независимых парламентариев и журналистов, узколобых профсоюзных функционеров и кооперативных чиновников, ставших обывателями, совершенно несовместима с теорией и практикой ленинизма.

Партия есть орудие диктатуры пролетариата – орудие в руках пролетариата для достижения диктатуры, а затем и для ее упрочения.

«Диктатура пролетариата, – говорит Ленин, – есть упорная борьба — кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и  административная, против сил и традиций старого общества. Сила привычки миллионов и десятков миллионов — это самая страшная сила. Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно » (В.И.Ленин. «Детская болезнь «левизны» с коммунизме». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1963 год. Том 41. Стр. 27).

Партия — это воплощение единства воли, единства, несовместимого с существованием фракций. Отсюда настойчивое требование Ленина полной ликвидации всякой фракционности и немедленного роспуска всех без исключения групп, образовавшихся на основе различных платформ под страхом безусловного и немедленного исключения из партии.

Опять же «в нынешнюю эпоху обострённой гражданской войны, — говорит Ленин, — коммунистическая партия сможет выполнить свой долг лишь в том случае, если она будет организована наиболее централистическим образом, если в ней будет господствовать железная дисциплина, граничащая с дисциплиной военной, и если её партийный центр будет являться властным авторитетным органом с широкими полномочиями, пользующимся всеобщим доверием членов партии“ (В.И.Ленин. ”Условия приема в Коммунистический Интернационал». ПСС. Издательство политической литературы. Москва. 1972 год. Том 41. Стр. 209).

И далее: “Кто, — говорит Ленин, — хоть сколько-нибудь  ослабляет железную дисциплину партии пролетариата (особенно во время ее диктатуры), тот фактически помогает буржуазии против пролетариата” (В.И.Ленин. «Детская болезнь « левизны» в коммунизме». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1963. Том 41. Стр. 28)).

Партия становится сильной, очищая себя от оппозиционных элементов. Источником фракционности являются ее оппортунистические элементы — «… слой обуржуазившихся рабочих или «рабочей аристократии», вполне мещанских  по образу жизни, по размерам заработков, по всему своему миросозерцанию, есть … главная социальная (не военная) опора буржуазии. Ибо это –настоящие   агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики  класса капиталистов,.. настоящие проводники реформизма и шовинизма» («Предисловие к французскому и немецкому изданиям «Империализма, как высшей стадии капитализма». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1962 год. Том. 27. Стр. 308).

Стиль работы

Ленинский стиль работы представляет собой специфическую и своеобразную черту в практике ленинизма, создающую особый тип рабочего-ленинца.

Ленинизм — это школа теории и практики, которая воспитывает особый тип рабочего и создает особый ленинский стиль работы. Она сочетает в себе русский революционный размах с американской эффективностью. Революционный размах — это животворящая сила, которая стимулирует мысль и толкает вещи вперед, открывая новые перспективы. Без русского революционного размаха никакой прогресс невозможен.

Однако сам по себе русский революционный размах имеет все шансы выродиться в пустословие, если он не будет сочетаться с американской эффективностью. Вот почему Ленин подчеркивал: «Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства” (В.И.Ленин. «Великий почин»». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1963 год. Том 39, стр. 13).

С другой стороны, американская эффективность способна выродиться в узкий и беспринципный практицизм, если она не сочетается с русским революционным размахом.

«Соединение русского революционного размаха с американской  деловитостью – в этом суть   ленинизма в партийной и государственной работе» (И.В.Сталин. Сочинения. «Об основах ленинизма». Государственное издательство политической литературы. Москва. 1947 год. Том 6, стр.188).

Борьба Ленина с оппортунизмом

Ленинизм родился, вырос и окреп в своей беспощадной борьбе с оппортунизмом всех мастей. Уже в 1903-1904 годах, когда в России сформировалась большевистская группа, Ленин проводил линию на разрыв, раскол с оппортунистами как в России, так и во II Интернационале. Поэтому неудивительно, что оппортунисты ругали большевиков как «раскольников» и «разрушителей».

Большевики проводили эту линию задолго до империалистической войны (1904-12). В 1903 году левые в германской Социал-демократической партии, Люксембург и Парвус, выступили против большевиков по вопросу о правилах партии, обвинив их в предательстве ультрацентристских и бланкистских тенденций. В 1905 году по вопросу о характере русской революции Люксембург и Парвус изобрели полуменьшевистскую схему «перманентной революции» (искаженный вариант марксистской схемы революции), характеризующуюся меньшевистским отказом от союза рабочего класса и крестьянства, противостоящим большевистской схеме революционной диктатуры пролетариата и крестьянства. Впоследствии эта полуменьшевистская схема была подхвачена Троцким и превращена в орудие борьбы с ленинизмом.

Большевистская поддержка освободительного движения угнетенных и колонизированных наций на основе самоопределения и создание единого фронта между пролетарской революцией в передовых странах и революционно-освободительным  движением народов колоний и угнетенных стран вызвали недовольство со стороны оппортунистов II Интернационала. За эту свою линию большевиков травили, как бешеных собак. Даже немецкие левые выступали против большевиков в этом вопросе. Естественно, что большевики во главе с Лениным резко критиковали немецких левых за этот их подход; любой другой курс действий был бы предательством рабочего класса, предательством интересов революции, предательством коммунизма.

Последовательный и глубоко революционный интернационализм большевиков является образцом пролетарского интернационализма для рабочих всех стран. Союз пролетариата передовых стран с угнетенными народами порабощенных стран есть вопрос освобождения угнетенных народов, вопрос освобождения трудящихся масс непролетарских классов от гнета и эксплуатации финансового капитала.

Таким образом, большевизм-это не только русское явление, это «образец тактики для всех» (Ленин).

Международное значение Октябрьской революции

В этом контексте следует отметить следующие моменты:

1.Октябрьская революция, в отличие от всех предыдущих революций (за исключением недолговечной Парижской Коммуны), не просто заменила один вид эксплуатации другим. Она положила конец всякой эксплуатации;

  1. Она вызвала прорыв фронта империализма и открыла новую эру пролетарской революции в странах империализма;
  2. Она положила начало эпохе советской демократии и положила конец буржуазному парламентаризму; она показала всему миру, что пролетариат может не только разрушить старое, но и построить новое общество, подавая тем самым заразительный пример;

4.Она потрясла тыл империализма, разорвав цепи национального и колониального гнета под флагом интернационализма, тем самым развязав эпоху антиколониальной революции;

5.До Октябрьской революции мир был разделен между низшими и высшими расами, между черными и белыми, согласно которому только «высшие» белые расы были носителями цивилизации и естественными правителями мира. Октябрьская революция навсегда разрушила эту легенду.

  1. Октябрьская революция поставила под угрозу само существование мирового империализма и создала мощную базу для мирового революционного движения. Результатом Октябрьской революции стало то, что капитализм никогда уже не восстановит того “равновесия” и “стабильности”, которыми он обладал до Октябрьской революции. Октябрьская революция создала маяк, который с тех пор освещает путь трудящимся массам повсюду.

7.Октябрьская революция была также революцией в сознании, революцией в идеологии рабочего класса; она представляла собой победу марксизма над реформизмом, ленинизма над социал-демократизмом. С тех пор единственным проводником и оплотом марксизма стал ленинизм.

Таковы были достижения ленинизма и Октябрьской революции, сильно пострадавшие от триумфа хрущевского ревизионизма на XX съезде партии КПСС, который в конечном итоге привел к распаду некогда великого и славного Советского Союза, к пусть и временному, но разрушению основ мировой революции и к отбрасыванию общественно-политической жизни пролетариата и угнетенных народов во мрак разнузданной реакции.

Отмечая 150-летие со дня рождения великого Ленина, этого гиганта революционной мысли и действия, мы должны помнить ленинское предписание о неизбежности и необходимости разрыва с оппортунизмом и о ведении беспощадной борьбы с ним, ибо “опаснее всего в этом отношении люди, не желающие понять, что борьба с империализмом, если она не связана неразрывно с борьбой против  оппортунизма, есть пустая и лживая фраза” (В.И.Ленин. «Империализм, как высшая стадия капитализма». ПСС. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1962 год.   Том 27,  стр. 424).

Также мы приветствуем сотни и сотни миллионов пролетарских и трудящихся масс всего мира в день рождения Ленина и присоединяемся к ним в их праздновании этого великого события, и мы обязуемся возродить теорию и практику ленинизма и посвятить себя делу свержения империализма и прекращения всякой эксплуатации через пролетарскую революцию.

Настанет наш день, и на нашей улице будет праздник!

 

 

 

Оставьте комментарий