РОО СКПС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Республиканское и Международное общественные объединения
«За Союз и коммунистическую партию Союза»

Информационный ресурс коммунистов Советского Союза

История женского вопроса в Германии.

История женского вопроса в Германии

Международный женский день возник в те времена, когда женские феминистические организации, как и социал-демократы (марксисты того времени) боролись против угнетения женщин, за их равноправие с мужчинами в обществе. Тогда речь шла об избирательном праве для женщин, правах на образование и труд, равной оплате за равный труд, право на собственность, права личности в браке и право на развод. Всего этого женщины были лишены, все это нужно было еще завоевать. Цели буржуазного феминизма и социалистического женского движения были во многом сходными: речь шла об основополагающих правах человека.

Избирательное право для женщин появилось в России после февральской революции 1917 года, а в Германии в 1918 году, также после буржуазной революции, которая, по крайней мере, ввела социал-демократические буржуазные права.

Как развивалась ситуация в этих странах дальше?

Женское движение и феминизм существовали в Германии и далее, однако положение женщин в Веймарской республике, не говоря уже о Третьем Рейхе, практически не изменялось (при нацистах же наблюдался заметный регресс). В социалистическом Советском Союзе все выглядело иначе: массы женщин получили доступ к общему и профессиональному, в том числе высшему образованию; к общественному труду наравне с мужчинами и при равной с ними заработной плате; пропаганда и культура показывали образы сильных женщин – трактористок, летчиц, героинь труда, ученых; эти образы были не фантастическими, а вполне реальными. Открывалось огромное число детских садов и ясель, что давало матерям возможность учиться и работать вне дома, даже имея маленьких детей. Благодаря этому изменился и брак: женщина не только уравнивалась в правах с мужчиной на бумаге, но и зарабатывала собственные деньги, что давало ей финансовую свободу, и как следствие – отношения уже во многом определялись чувствами, а не экономическим рабством.

После войны в Германии формируются два государства с различным общественным строем. Интересно сравнить положение женщин в этих странах – ведь именно экономические различия ФРГ и ГДР зачастую муссируют антикоммунисты всех стран, чтобы доказать якобы «неэффективность» социалистического строя.

В ФРГ вновь формируется «разрешенное» буржуазное женское движение, как и женское движение в рамках КПГ, а после ее запрета – ГКП и других левых организаций. Что касается ГДР – это социалистическое государство, где женское движение существует в рамках общего рабочего движения, партии рабочих СЕПГ и других социалистических организаций.

При этом положение женщин в ГДР изменялось так же, как и в раннем Советском Союзе, только на более высокой ступени экономического развития, которой обладала Германия 1949 года в сравнении с Россией 1917-го.

Принципы оставались теми же: при социализме женщины с самого начала обладали равными правами с мужчинами, и постепенно развивались институты и учреждения, позволяющие поэтапно обобществить воспитание детей и домашний труд (в первую очередь речь идет о детских садах и яслях).

Рассмотрим отдельные моменты эмансипации женщин в обеих странах

1958. В ФРГ издают «Закон о равноправии», который дает женщинам некоторые права, но закрепляет при этом на бумаге их семейные обязанности жены и матери. В законе написано: «Женщина несет ответственность за ведение домашнего хозяйства. Она имеет право заниматься трудовой деятельностью постольку, поскольку это совместимо с ее обязанностями в отношении супружества и семьи».

ГДР: женщины участвовали в общественном труде с самого начала и вели самостоятельную жизнь, без закрепленных в законе «обязанностей в отношении супружества и семьи». Даже в том случае, если они были замужем!

1962. Женщинам в ФРГ позволено открывать для себя собственный банковский счет.

ГДР: женщины с самого начала имели доступ к личным средствам, точно так же, как и мужчины. Им не только позволялось иметь личный счет в сберкассе, но и среди работников сберкассы уже в 1950 году было 50% женщин.

1961. В ФРГ пояляется первая противозачаточная таблетка, «Ановлар». Это средство впервые дает возможность женщине самостоятельно решать (не спрашивая согласия мужчины на кондом), хочет ли она забеременеть. Вот только противозачаточные таблетки еще долго продаются по рецепту и выписываются исключительно замужним женщинам, которые уже имеют нескольких детей.

ГДР. Первая противозачаточная таблетка (рекламируемая здесь как «Пилюля желанного ребенка») «Овосистон» разработана только в 1965 году и сразу начинается ее выпуск комбинатом ФЕБ Йенафарм. Некоторое отставание от ФРГ. Но эти таблетки выписываются и выдаются бесплатно всем желающим женщинам.

Июль 1977. В ФРГ женщины отныне могут устраиваться на работу без разрешения их мужей. Кроме этого, женщины больше не обязаны выполнять бесплатную работу в предприятии/лавке своего мужа (хотя в семьях мелких предпринимателей это продолжает практиковаться и до сих пор).

ГДР: женщины с самого начала интегрированы в нормальную трудовую жизнь и никогда не нуждались в разрешении мужа, чтобы работать.

1994. В ФРГ женщинам разрешено не принимать непременно фамилию мужа, выходя замуж. Возможность оставлять собственную девичью фамилию существовала уже с 1976 года, но только при согласии обоих партнеров, иначе семья автоматически получала фамилию мужа.

ГДР. Семейный кодекс ГДР 1975 года закрепляет в законе сложившуюся норму: семейная пара может сохранять добрачные фамилии, принять общую фамилию мужа или общую фамилию жены.

1995. В ФРГ смягчено антиабортное законодательство. Мягкий запрет на аборты, тем не менее, сохраняется, несмотря на мощные протесты еще 1970-х годов.

ГДР. Фолькскамера ГДР в 1972 году принимает закон об абортах, который позволяет женщине решать самостоятельно, вплоть до 12-й недели беременности, хочет ли она сохранить плод. Аборты по медицинским и социальным показаниям были возможны в ГДР значительно раньше.

1986. В ФРГ работают или учатся вне дома 50% женщин.

ГДР: В 1986 году 91,3% женщин работают или учатся вне дома, это один из самых высоких показателей в мире.

Ленин подчеркивал, что недостаточно лишь дать женщинам официальные права – необходимо еще создать условия, при которых женщины действительно смогут эти права осуществить.  Наиважнейшее условие – обобществление труда, который осуществляет женщина по уходу за домом и детьми. Нельзя сказать, что эта цель была полностью достигнута в ГДР или СССР, двойная нагрузка на женщину отчасти сохранялась. Однако мы можем сравнить и этот аспект в двух немецких государствах с разной социальной системой.

ФРГ: несмотря на развитие после 90х системы детских садов и ясель, еще в 2002 году лишь 88% детей от 3 до 6 лет имели место в детском саду, при этом значительная часть детских садов работала не полный день, что существенно затрудняет матери трудовую интеграцию. Лишь 3% детей ясельного возраста имели место в яслях.

ГДР: В 1989 году почти 98% детей от 3 до 6 лет посещали детские сады (почти все полнодневные), около 80% детей от 0 до 3 лет имели место в яслях.

Какие выводы мы можем сделать из этого сравнения?

Можно понять, что социалистическое женское движение, которое действует вместе и в рамках общего рабочего движения, оказывается значительно более эффективным по своему действию, чем изолированный феминизм. Пусть феминистки в ФРГ боролись мужественно и по-своему последовательно, они не смогли достичь и половины того, что женщины в ГДР получили с самого начала как само собой разумеющееся, и что впоследствии еще совершенствовалось (как, например, абортное законодательство или введение «декретного года», во время которого мать до годовалого возраста ребенка получала полную зарплату по прежнему месту работы).

Во времена, когда женщины в ФРГ должны были униженно просить мужа, чтобы он им разрешил пойти работать, женщина ГДР давно уже была свободна и определяла свой жизненный путь самостоятельно.

И сегодня женщины сталкиваются со множеством проблем. Остается проблема труда по семейному уходу, которая и в странах социализма в силу недостаточного развития производительных сил еще не была решена. Остаются многие современные проблемы женщин, как, например, сексуальное насилие, рабство и торговля женским телом; остаются пережитки сознания, согласно которым женщина все еще остается существом второго сорта. К сожалению, современный буржуазный феминизм занят почти исключительно этими паттернами сознания: мы должны «говорить» о домашнем насилии или сексуальном насилии, мы должны «создавать нарратив», и вечно вспоминать какие-то обиды, нанесенные мужчинами.

Мы, женщины-марксистки, очень сомневаемся в том, что подобная тактика изменения сознания может быть эффективной и полезной. Скорее она приведет к тому, чтобы окончательно утонуть в ненужных мелочных ссорах между мужчинами и женщинами, да еще и расколоть рабочее движение.

Мы знаем, что сознание определяется бытием. Поэтому необходимо изменить бытие всего общества и создать материальные, базисные предпосылки для равноправия полов.

Как это выразила Клара Цеткин:

«Освобождение женщины, как и всего человеческого рода будет исключительно делом освобождения труда от капитала».

Это значит: социалистическая революция, обобществление средств производства, и затем также обобществление, насколько это возможно, труда по семейному уходу: воспитание детей, уход за престарелыми и больными, домашнее хозяйство (оно также может быть автоматизировано). Там, где обобществление невозможно (например, если речь идет о беременности и грудном вскармливании, воспитании младенца), должны быть созданы условия, позволяющие женщине сочетать эти процессы с ее самореализацией в обществе.

Только эти изменения бытия смогут создать сознание свободной женщины, и это длительный процесс изменения, которое требует времени, но однако обязательно наступит.

Это наша марксистская позиция в женском вопросе. За это мы боремся, и это наша цель, и наш путь.

Оставьте комментарий